От Ники с любовью. Как Николай II помогал Кшесинской строить карьеру

Солистка балета Мариинского театра Матильда Кшесинская. 1898 год. © / РИА Новости

Для всех он был императором, а для нее — просто Ники. Даже когда в отношениях между наследником престола и молодой балериной была поставлена жирная точка, Николай позволил своей экс-возлюбленной называть его на «ты» и обращаться к нему в случае необходимости. Свое право танцовщица не раз использовала, чтобы победить врагов и соперниц. До самой смерти обожаемого Ники Матильда знала, что император не даст ее в обиду.

   
   

Желтая Жемчужина

Впервые за помощью к своему бывшему возлюбленному Матильда обратилась еще до того, как он занял престол. По случаю коронации Николая готовился грандиозный гала-концерт, на котором должны были представить новый балет Дриго «Жемчужины». Несмотря на то, что к тому времени Кшесинская была уже состоявшейся танцовщицей, роли в постановке она не получила. Главная партия досталась итальянке Пьерине Леньяни. Чтобы восстановить справедливость, Матильда обратилась за помощью к великому князю Владимиру Александровичу, а тот в свою очередь сообщил о сложившейся ситуации наследнику престола. Вскоре после этого дирекция Императорских театров получила распоряжение, согласно которому Кшесинская непременно должна была появиться в постановке. Но поскольку роли были розданы, специально для нее легендарный Петипа поставил партию Желтой Жемчужины, а Дриго написал музыку. Эта была первая маленькая победа экс-фаворитки, которая, конечно же, обернулась для нее появлением новых врагов.

Матильда Кшесинская (справа) и Николай Солянников (слева) в балете Мариуса Петипа «Пробуждение Флоры». Фото: РИА Новости

С глаз долой

В сезоне 1896-1897 года император с супругой присутствовали на балете каждое воскресенье. По «случайному» совпадению выступления Матильды всегда выпадали на среду. Сначала танцовщица не замечала никакого подвоха, но вскоре поняла, что дирекция театра специально составляет график таким образом, чтобы Николай II не увидел на сцене свою бывшую возлюбленную. И все же однажды Кшесинская заполучила воскресное выступление. От одной мысли, что на нее вновь будет смотреть император, Матильда была неимоверно счастлива. Однако вскоре до нее дошли слухи, что Николай не приедет, поскольку директор предложил ему посетить в этот день Михайловский театр. Тогда терпение Кшесинской лопнуло. Она воспользовалась своим правом лично обратиться к государю и написала ему письмо. В нем балерина говорила о том, что не видит возможности выступать в сложившихся обстоятельствах на императорской сцене. Послание было лично доставлено Николаю благодаря великому князю Сергею Михайловичу. Но ответ балерине так и не пришел.

В день выступления императорская ложа пустовала. Артисты были уверенны, что глава государства не посетит театр, однако за несколько минут до начала представления император вошел в зал. В финале, уже за кулисами Кшесинская с победным видом объявила всем, что знала о приезде царя, хотя на самом деле это было не так. Она так же, как и все остальные, находилась в полном неведении.  

Ее роли

Одним из самых любимых балетов Кшесинской была «Тщетная предосторожность». Естественно, когда постановку решили отдать ее коллеге по сцене Гримальди, Матильда пустила вход все свое обаяние, чтобы роль не досталась сопернице. Первоначально она пыталась решить вопрос собственными силами, вызвав на диалог директора театра князя Волконского. Но получив отказ, обратилась за помощью к Николаю. Через несколько дней все тому же Волконскому пришло указание от министра Императорского двора, в котором говорилось, что балет должен остаться за Кшесинской.

Фото: www.globallookpress.com

Десять лет на сцене

По случаю десятилетнего юбилея Кшесинская решила организовать бенефис. Хотя другие артисты устраивали подобные спектакли только после 20 лет творческой деятельности, либо уходя со сцены. Матильду эти негласные правила мало волновали, она была настроена решительно и отправилась со своей просьбой не к директору, как полагалось, а сразу к министру двора барону Фредериксу. Для столь важной встречи танцовщица надела облегающее светло-серое платье и треугольную шляпку в тон. Министр был сражен очарованием гостьи. А после рассказа балерины о том, что свои знаменитые 32 фуэте она делает только благодаря ему (для выполнения столь сложного элемента перед глазами нужно иметь какой-нибудь заметный предмет, и Матильда выбирала именно фигуру Фредерикса, ведь его ордена сияли даже при погашенном свете), тот был готов дать свое согласие на все что угодно. Но, безусловно, последнее слово оставалось за Николаем. Император в свою очередь разрешил провести торжественный вечер. Спектакль состоялся 13 февраля 1900 года. Кшесинская считала, что именно чертова дюжина приносит ей удачу.

Но это был не единственный презент от государя. В день бенефиса артисты всегда получали подарки от царя — простые вещицы из золота или серебра, непременно с царским орлом или короной. Матильда не хотела в столь радостный для себя день увидеть что-то такое, что могло бы ей не понравиться и просто испортить настроение. Она заранее попросила не дарить ничего подобного. Конечно, ее просьбу приняли во внимание. 13 февраля директор Императорских театров Волконский принес в гримерную балерины брошь в виде свернувшейся клубком бриллиантовой змеи с сапфирами. Впоследствии Матильда узнала, что драгоценность специально для нее выбирал не только император, но и его супруга.

   
   
 Фото: www.globallookpress.com

Фижмы — не надену!

Сезон 1900-1901 не обошелся без скандалов. На этот раз камнем преткновения стал балет «Камарго». В одном из актов Матильда должна была исполнять русский танец в костюме времен Людовика XV — в пышных юбках с фижмами (каркас из ивовых, стальных прутьев или из пластин китового уса для придания пышности женской юбке — прим.ред). Однако когда этот балет в свое время демонстрировала Леньяни, Кшесинская заметила, что подобное облачение сковывает движения. Кроме того, Матильда была небольшого роста, и в столь пышных одеждах она выглядела, по ее собственному признанию, уродливо. Естественно балерина рассказала о своих опасениях режиссеру и попросила избавить ее от ненавистных фижм. По всей видимости, до Волконского слова примы дошли в искаженном виде, поскольку он не удовлетворил просьбу артистки. Перед самым выступлением в уборную Кшесинской зашел начальник канцелярии Императорских театров барон Кусов и еще раз настоятельно рекомендовал надеть костюм целиком. Но Матильда сделала по-своему. Из-за этого инцидента уже на следующее утро на доске для распоряжений висел приказ, согласно которому Кшесинскую оштрафовали за «самовольное изменение костюма». Сумма была небольшой, однако танцовщицу возмутил сам факт подобного обращения. Она вновь подключила связи. Спустя сутки на той же самой доске висел приказ, в котором директор снимал свои же санкции с подчиненной. После подобной выходки Волконский решил оставить должность и подал в отставку, а его пост занял Владимир Теляковский. Так было с каждым, кто становился на пути Кшесинской. Да, Николай не был ее мужем, зато он остался для Матильды верным другом и защитником до конца своих дней.