«Оскар» для чернокожего. Как Форест Уитакер ждал свою главную награду

Форест Уитакер. © / Armando Gallo / www.globallookpress.com

К 1980-м чернокожие актеры отвоевали своё — и достаточно почетное — место в голливудском кино. Никого уже не удивляли афроамериканцы в главных ролях, хотя совсем недавно, в 1974-м, Мел Брукс изрядно шокировал коллег и зрителей, отдав чернокожему Кливону Литтлу роль шерифа в своей пародии «Сверкающие седла». Правда, Американская киноакадемия ещё придерживалась консервативных взглядов, но стена была пробита годы назад. В 1940-м «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана достался актрисе Хэтти Макдэниел, а в 1964-м лучшим актером был признан Сидни Пуатье.

   
   

Но потом этот наградной процесс снова замер, и лишь в 1980-х стало понятно, что дальше игнорировать чернокожих актеров и актрис невозможно: они играли во всё более «оскаровских» проектах, и кто-то из них должен был стать вторым после Макдэниел или Пуатье. Одним из участников этой своеобразной гонки стал актер Форест Уитакер.

Сыграть самого себя

Форест Стивен Уитакер родился 15 июля 1961 года в Техасе, вскоре его семья переехала в Калифорнию. Поначалу он строил карьеру профессионального спортсмена, в чем не было ничего необычного для чернокожего школьника тех лет, и играл в школьной футбольной команде. Правда, одновременно он пел в хоре. Это увлечение помогло ему позже, когда он учился в университете. Однажды Уитакер повредил спину, занятия спортом пришлось оставить, зато музыка подсказала ему дальнейшее направление в жизни. С университетским хором он ездил на гастроли, потом вообще сменил университет, чтобы выучиться на оперного тенора, а заодно стал бакалавром актерского мастерства. И вскоре после выпуска его позвали в кино. В своем первом фильме, молодежной комедии «Быстрые перемены в школе Риджмонт-Хай», Уитакер играл недавнюю версию самого себя: звезду школьной футбольной команды.

Свободен как птица

В принципе, нельзя сказать, что дебют был особо успешным. Уитакера, конечно, заметили, начали приглашать в другие проекты, но в основном на характерные и далеко не главные роли. Да и фильмы эти были чаще всего не первого разряда. Но случались и исключения. Например, он снялся у Мартина Скорсезе в «Цвете денег», у Оливера Стоуна в его «Взводе» и у Барри Ливинстона в комедии «Доброе утро, Вьетнам». И уже в 1988-м Клинт Иствуд позвал Уитакера на главную роль в «Птице», байопике известного джазового музыканта Чарли Паркера по прозвищу Птица. Роль в этом фильме принесла актеру приз Каннского кинофестиваля и номинацию на «Золотой глобус». Следовало ожидать и номинации на «Оскар» (а то и выигрыша!), но ее не последовало. В итоге вторым чернокожим оскаровским лауреатом стал Дензел Вашингтон: в 1990 году он получил приз за роль второго плана в военной драме «Слава».

Форест Уитакер, Кадр из фильма «Птица»

Причуды кино

После неудачи с «Птицей» Уитакер словно оставил мечту об «Оскаре», который тогда оставался самой влиятельной наградой в области кино. Сейчас его статус тоже высок, но рассуждения об «инклюзивности» и «равноправии» авторитету премии не способствуют. В 1990-х о квотах никто не рассуждал, как и не считал, что «Оскар» — «слишком белый». Но Уитакер ушел в сторону от тех проектов, которые могли принести ему заветный приз. Он снимался в фильмах, которые событиями не становились, да и играл там роли иногда даже не второго плана. В его портфолио появились такие картины, как «Кровавый спорт», «Ярость в Гарлеме», «Похитители тел» или даже «Поле битвы: Земля». Правда, именно в 1990-х Уитакер впервые попробовал себя в качестве режиссера, и его третья работа — «Проблески надежды» 1998 года — получила ряд номинаций на призы для чернокожих кинематографистов.

Достоверный диктатор

Третьим чернокожим актером, получившим «Оскар», Уитакеру стать тоже не довелось. Пока он разбирался с режиссурой, пробовал себя в качестве продюсера и пытался нащупать тот самый проект (самым перспективным была гангстерская драма Джима Джармуша «Пёс-призрак: путь самурая»), его на повороте обошел Джейми Фокс, получивший награду за главную роль в байопике певца Рэя Чарльза. Уитакер отстал от соперника буквально на пару лет: в 2006 году вышел фильм Кевина Макдональдса «Последний король Шотландии», в котором он очень достоверно изобразил угандийского диктатора Иди Амина. Эта роль и этот фильм и стали вершиной карьеры Фореста Уитакера: он получил заветный «Оскар», став четвертым чернокожим актером-лауреатом, «Золотой глобус» и британскую BAFTA, собрав таким образом триаду самых престижных кинонаград мира.

   
   
Кадр из фильма «Последний король Шотландии»

Рядом с Черной пантерой

Впрочем, «Оскар» и остальные награды почти ничего не поменяли в карьере Уитакера. Его и до этого охотно приглашали в разные проекты, а он не менее охотно соглашался. Но откровенного трэша в его фильмографии стало, пожалуй, поменьше, а роли в большинстве проектов начали выглядеть более солидно. Вообще, Уитакер к своему 60-летию сыграл более чем в 120 фильмах и сериалах, но сейчас он довольно часто соглашается на роли мудрых наставников. Например, роль Со Герреры в фильме «Изгой-один» о вселенной «Звездных войн» или Зури из марвеловского кинокомикса «Черная пантера». И эти роли ему очень подходят — даже больше, чем образ безумного угандийского диктатора.

Кадр из фильма «Черная пантера»