Новый взгляд на Достоевского. Что подготовили регионы к 200-летию писателя

Подобные кандалы Достоевский носил четыре года каторги. Экспонат Омского литературного музея Ф.М. Достоевского. © / artefact.culture.ru

Осенью 2021 года отмечается важнейшая дата русской и мировой литературы — 200-летие со дня рождения Федора Достоевского, написавшего романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы». Специально к юбилею великого писателя благодаря национальному проекту «Культура» были подготовлены мероприятия, которые дадут россиянам возможность лучше узнать биографию и творчество Фёдора Михайловича. 

   
   

Пусть и виртуальные, но кандалы

Для этого сегодня есть все возможности — от модельных библиотек до цифровых ресурсов. Например, Омский литературный музей им. Ф.М. Достоевского благодаря национальному проекту «Культура» можно посетить, находясь в любой точке страны — нужно лишь воспользоваться мультимедиа-гидом на платформе «Артефакт». На ресурсе размещена экскурсия, которая рассказывает о том, что такое каторжный острог, какими были кандалы и одежда знаменитого арестанта (всё это ему пришлось носить в течение четырёх лет), что за «Сибирскую тетрадь» вёл писатель и многие другие интересные подробности его жизни. Можно увидеть и редкие артефакты, например, первое отдельное и единственное прижизненное издание романа Достоевского «Бесы», а также посмертную маску писателя.

«В рамках национального проекта “Культура” в 2020 году для Омского литературного музея Ф.М. Достоевского был создан мультимедиа-гид с технологией дополненной реальности, — рассказывает АиФ.ru руководитель отдела реализации мультимедийных проектов ГИВЦ Минкультуры РФ г. Москва Мария Курчаткина. — Экспозиция музея посвящена омскому периоду жизни и творчества Фёдора Достоевского. Чтобы ознакомиться с ней, достаточно просто перейти по ссылке.

«В рамках выставочного проекта “Вдохновленные Достоевским” (Достоевский в произведениях изобразительного искусства) у нас проведены семь выставок, — объяснил «АиФ.ру» директор Омского литературного музея им. Ф.М. Достоевского Виктор Вайнерман. — Первая из них — “Не бесплодно пройдут эти годы…” — приурочена к прибытию Достоевского в Омский каторжный острог 23 января 1850 г. В рамках культурно-познавательного проекта “Будем знакомы: Федор Достоевский” (цикл из 12 программ) проведены мероприятия, рассказывающие о самых интересных и малоизвестных фактах его жизни: “Достоевский — студент”, “Достоевский — военный”, “Влюбленный Достоевский”, “Достоевский — игрок”, “Достоевский — путешественник”, “Достоевский в детстве”, “Достоевский — семьянин”, “Достоевский — меломан и театрал”, “Достоевский — переводчик”, “Достоевский и бизнес — вещи несовместные”, “Достоевский — блогер”, “Достоевский — гурман”.

Взгляд женщины на гения

Также, не покидая собственной квартиры, теперь можно увидеть и театральные постановки по произведениям Достоевского, идущие в театрах страны.  Например, спектакль Владимира Золотаря «Достоевский. Невозможное чудо» в Новосибирском государственном академическом театре «Красный факел». Пьеса Алексея Куралеха основана на дневниках Анны Сниткиной — второй жены и помощницы Достоевского.

«Пьеса, по которой поставлен спектакль, написана нашим современником — донецким драматургом Алексеем Куралехом, — рассказывает «АиФ.ру» директор Новосибирского государственного академического театра «Красный факел» Александр Кулябин. — Он нашёл совершенно потрясающую архивную информацию, которая была доступна узким специалистам, исследователям творчества Достоевского. Спектакль же рассчитан на массовую аудиторию — теперь что-то новое и интересное о Фёдоре Михайловиче доступно каждому зрителю. Взгляд жены на своего мужа-писателя довольно нетипичен: в нашем случае это и не автобиография самого Достоевского, и не работы искусствоведов и литераторов, в которых он предстает памятником, гением. Супруга видит в нём, кроме всего прочего, простого человека со своими радостями и горестями — а это совершенно иной угол зрения. Что нам известно о Фёдоре Михайловиче? Конечно, многие знают романы Достоевского и основные факты его биографии. А вот погрузиться в подробности его повседневной жизни, понять, о чем он думал, переживал, мечтал, получается далеко не у всех. Достоевский многогранен, это постарался передать Куралех, а вслед за ним и режиссер Владимир Золотарь. Для меня лично было очень интересно наблюдать за отношениями Достоевского с Тургеневым и Некрасовым, когда я смотрел спектакль. Спектакль с подобным взглядом на другого великого писателя — Льва Толстого — «Русский роман» — шел и в новосибирском театре «Глобус». Так что это довольно востребованная сейчас тема.

И отдельно мне хочется сказать несколько слов о самом нацпроекте “Культура”. Только время покажет, какие будут результаты. Вот, к примеру, “Пушкинская карта” — она даёт хорошую возможность молодёжи бывать в культурных учреждениях, просвещаться — это очень здорово. А мы надеемся, что с помощью прямой трансляции нашего спектакля, которая состоялась в октябре в рамках национального проекта “Культура”, мы смогли заинтересовать аудиторию биографией, творчеством и личностью Достоевского. Также очень радует, что трансляция дала возможность посмотреть этот спектакль иногородним зрителям.

   
   

«Благодаря нацпроекту на портале “Культура.РФ” можно посмотреть трансляции лучших мероприятий и спектаклей страны, что особенно ценно в нынешние непростые времена, — продолжает тему Мария Курчаткина. — Министерство Культуры РФ ежегодно обеспечивает проведение 100 онлайн-трансляций наиболее значимых культурных событий, что даёт равные возможности доступа к культурным благам жителям всех регионов России. Мероприятиям, прошедшим конкурсный отбор, за счет средств федерального бюджета обеспечивается: выезд съемочной группы, съемка мероприятия, онлайн-трансляция на портале и страницах социальных сетей портала, техническая поддержка на протяжении всего мероприятия и пр.». 

Так, на портале «Культура.РФ» доступна запись трансляции спектакля столичного Театра Моссовета «Идиот» по одноименному роману. Главные роли в постановке режиссера Юрия Еремина исполнили актеры Антон Аносов, Захар Комлев, Анатолий Васильев и Александр Бобровский, а Настасью Филипповну сыграла заслуженная артистка России Екатерина Гусева.