Николай Крючков: парень из нашего города

Николай Крючков в фильме «Трактористы» (1939) © / Кадр из фильма

Неправда, будто у нас не было настоящих кинозвезд. В 30 — 50-х гг. прошедшего века Любовь Орлова и Марина Ладынина были в стране не менее любимы, чем Дина Дурбин или Мэри Пикфорд. А какой-нибудь Фербенкс и вовсе уступал таким родным и своим, как Борис Андреев, Марк Бернес, Петр Алейников и Николай Крючков...

   
   

Другое дело, что на западных кинозвезд работала огромная индустрия рекламы. Про наших же любимцев публики, в лучшем случае, ходили только сплетни и анекдоты. Впрочем, звезды советского кино были личностями поистине легендарными.

Пролетарий с московской «Трехгорки»

Родился будущий артист в далеком 1911 году в Москве, на Красной Пресне, в простой семье рабочих «Трехгорной мануфактуры». По рассказам самого артиста, его мать пошла в подвал за капустой, там его и родила, семимесячного. Надо сказать, что шесть других детей в этой семье не выжили.

Родители хотели перебраться в деревню, строили дом в Тульской губернии, но в 1920 году отец Николая Крючкова скончался, так и не осуществив свою мечту. Семья (тогда еще был жив один из братьев Николая) страшно нищенствовала, да вдобавок ребята заболели тифом. После болезни у будущей знаменитости голова стала клониться к плечу, его так и звали — Колька Кривой. И лишь позже, занимаясь боксом, Крючков этот недостаток выправил.

Работать на «Трехгорку» он пошел в девятилетнем возрасте, одновременно посещая школу. Затем окончил ФЗУ (фабрично-заводское училище) и стал бы обычным трудягой, если б не увлекся театром, выступая сначала в драмкружке, а потом в любительском ТРАМе — театре рабочей молодежи. Там-то его и заприметил известный уже тогда кинорежиссер Борис Барнет и пригласил на небольшую роль в картину «Окраина», ставшую впоследствии всемирно знаменитой.

Через год Барнет пригласил Крючкова уже на главную роль в комедии «У самого синего моря», и с той поры молодой актер долгие годы не знал отбоя от предложений сниматься. В середине 30-х годов зрители полюбили Крючкова в таких прославленных фильмах, как: «Возвращение Максима», «Человек с ружьем», «Комсомольск»... Парнишка с рабочей «Трехгорки» своим талантом и трудом начал выбиваться в кинозвезды первой величины.

Нетрезвый командир

К сожалению, слава часто сопровождается застольями. И Крючкову не удалось избежать пагубной привычки к пьянству, которую он приобрел еще на фабрике, совсем юным. Широко известен случай, который произошел с артистом на съемках приключенческого фильма о пограничниках «Тринадцать». Картина снималась в пустыне Каракум, Крючков играл одну из центральных ролей — командира отряда. И вдруг запил, да так, что не мог сниматься день, два, три... Тогда режиссер фильма Михаил Ромм привел Крючкова на съемочную площадку и приказал: «Падай!». Актер упал в песок. «Все, ты убит, — сказал режиссер. — Можешь уезжать в Москву». В фильме бойцов оказалось на одного меньше, чем в названии, но зрители этого не заметили. Кстати сказать, картина эта стала самым кассовым фильмом 1937 года.

   
   

Настоящий большой всенародный успех принесла Крючкову музыкальная комедия «Трактористы», где он выступал в ансамбле с Ладыниной, Алейниковым и Борисом Андреевым. Песенки из фильма: «Три танкиста», «Здравствуй, милая моя», «Броня крепка и танки наши быстры» — стали классикой советской эстрады. Вся актерская четверка стала лауреатами Сталинской премии. Как известно, вождь лично смотрел каждый новый советский фильм. Забегая вперед, стоит сказать об одном эпизоде из отношения Сталина к Крючкову. В 1948 году был снят фильм «Звезда» — о военных разведчиках (недавно, кстати, появилась новая экранизация этой повести Э. Казакевича). Вождь картину запретил, и она вышла на экраны только после его смерти.

«Сталину не понравилось, что мой герой, сержант Мамочкин, перед тем как взорвать себя, говорит: „Вот так вот“, а не „за Сталина“. И картину запретили», — вспоминал Николай Крючков.

А когда в комедии «Свинарка и пастух» артист сыграл роль шалопая Кузьмы, то к нему заявился знакомый с ним сынок вождя Василий Сталин, подвыпивший, и стал грозиться сослать Крючкова в Сибирь.

Вернемся, однако, в 40-е годы. Одна за другой выходят картины с участием Крючкова: «Выборгская сторона», «Член правительства», «Котовский», «Антоша Рыбкин» и, конечно же, невероятно знаменитый «Парень из нашего города». Через сорок лет сделали даже продолжение этой картины, которое называлось «Верую в любовь». Правда, такого успеха продолжение не имело.

Любимые женщины

Как ни странно, но простоватые герои Крючкова в те далекие времена были идеалом мужчины. Однако в личной жизни артист для своей популярности оказался весьма скромным. Еще перед войной он женился на студентке театрального института Марии Пастуховой. Но брак их в 1945 году распался — Крючков увлекся опять-таки студенткой на этот раз Щукинского училища Аллой Парфаньяк, с которой познакомился на съемках военной комедии «Небесный тихоход». С ней он прожил 12 лет, приобрел сына и все же расстался. Скорее всего, из-за его неуемного пьянства.

Третьей женой артиста стала известная спортсменка Зоя Кочановская. К ужасу Крючкова, прямо на его глазах, в центре Ленинграда молодую супругу насмерть сбила машина. И только через два года Крючков снова пришел в себя после трагедии — его новой (и последней) любовью стала ассистентка режиссера на «Мосфильме». Лидия была младше мужа на два десятка лет, но очень любила его, родила ему дочь. Надо сказать, что в 1970 году Крючков начисто бросил пить и не прикасался к хмельному почти четверть века, до самой смерти.

Он умер от опухоли в горле ранней весной 1994 года. В памяти людей он навсегда останется великим русским актером эпохи «большого стиля». Веселым, свойским, надежным.

Смотрите также: