Нелюбимая. История жизни балерины Марго Фонтейн

Марго Фонтейн. 1964 год. © / www.globallookpress.com

Марго Фонтейн была первоклассной танцовщицей, но за всю свою жизнь не научилась разбираться в людях. По странному стечению обстоятельств балерина выбирала мужчин, которые вытирали о неё ноги. Лишь в сорок лет она смогла почувствовать себя настоящей женщиной, благодаря партнёру по сцене Рудольфу Нурееву, с которым её связывали довольно трепетные отношения. Они очень много дали друг другу в творческом и эмоциональном плане. Но даже Нуреев не смог спасти Фонтейн от полной нищеты, до которой её довела собственная жертвенность. 

   
   

Мама, балет — это скучно!

Будущая звезда балета Маргарет Хукем, несмотря на лёгкую полноту, с детства была пластичной и грациозной. Мать заметила способности дочери и приложила все усилия, чтобы раскрыть её талант. Занятия танцами девочка не прекращала, даже когда вся семья переехала в Шанхай из-за назначения отца. В Китае будущая балерина продолжила обучение в студии русского эмигранта Георгия Гончарова. К сожалению, вскоре между родителями начались серьёзные разногласия, спустя шесть лет Хильда Хукем вернулась вместе с дочерью в Лондон. Это решение во многом было продиктовано её желанием дать Маргарет хорошее танцевальное образование. Приехав в Великобританию, мать и дочь отправились к Серафиме Астафьевой в надежде, что бывшая звезда императорского балета станет педагогом для начинающей балерины. Но уже немолодая Астафьева отказалась. Она была слаба, больна и разочарована в своих бывших ученицах, которые совсем не навещали её. Однако Хильда ничего не хотела слушать, женщина заявила, что прилетела к Астафьевой из Шанхая, а значит, та обязательно должна посмотреть Маргарет. Не выдержав такого давления, педагог изменила своё решение.

Марго Фонтейн. 1951 год. Фото: www.globallookpress.com

Но Хукем на этом не остановилась и отдала дочь в лондонскую балетную школу под руководством Нинетт де Валуа. Сначала Маргарет было ужасно скучно на занятиях. Она с детства любила более динамичные и весёлые танцы. Но постепенно её мнение изменилось. В 15 лет девушка дебютировала на сцене «Вик-Уэллс» (Королевский балет — прим. ред.), когда труппу покинула прима-балерина Алисия Маркова, её место тут же отдали 17-летней Маргарет.

В самом начале своего творческого пути девушка и её мать решили, что для карьеры будет лучше взять эффектный псевдоним. Так имя Маргарет сократили до Марго, а фамилия Хукем и вовсе превратилась в Фонтейн. Хотя первоначально рассматривался вариант Фонтес.

Марго Фонтейн в Фестивальном театре Эдинбурга. 1960 год. Фото: www.globallookpress.com

Примерно четверть века постоянным партнёром балерины был Роберт Хелпманн. С первого дня их встречи между молодыми людьми сложились непростые отношения. Роберт считал свою коллегу по цеху слишком напыщенной. На протяжении десяти лет они общались только в репетиционном зале. Однако на самом деле Марго была просто сдержанной в эмоциях и погружённой в себя. Она «оживала», только когда выходила на сцену. К тому же главный партнёр в её жизни появился значительно позже, им стал несравненный Рудольф Нуреев.

Мужчины Марго

Кроме профессиональной жизни, в стенах «Вик-Уэллс» развивались и личные отношения балерины. Именно здесь она познакомилась с дирижёром и композитором Константом Ламбертом. Что Ламберт нашёл в молоденькой танцовщице — понятно. Но почему она ответила взаимностью непривлекательному мужчине, у которого были серьёзные проблемы с алкоголем и жена — неясно. Около десяти лет Марго, которой рукоплескал весь мир, терпела постоянные запои и загулы любовника. Более того, когда ей не было ещё 18 лет, она сделала свой первый аборт, потом второй и навсегда лишилась возможности стать матерью. Естественно, общественность приписывала отцовство именно Ламберту. Возможно, этот странный союз длился бы ещё очень долго, но терпение балерины лопнуло, когда в день намеченной свадьбы жених не пришёл в ЗАГС. Тогда Марго собрала волю в кулак и навсегда вычеркнула из своей жизни непутёвого любовника. Увы, его место занял такой же ловелас с ещё более сомнительной репутацией — Роберто Эмилио Ариас, больше известный как Тито Ариас. 

Они познакомились в 1937 году в Кембридже, на вечеринке после выступления труппы в университетском городке. Темноволосый Тито танцевал румбу, чем и привлёк внимание балерины. Симпатии были взаимны, но Ариас не стал продолжать отношения, просто исчез из жизни Марго. Его возвращение странным образом совпало с болезненным разрывом между Фонтейн и Константом. Более удачного момента нельзя было и представить.

   
   

Ещё в юности танцовщица поставила цель — выйти замуж до 35 лет. Она не хотела отказываться от задуманного, даже когда ей было 34 с хвостиком и на горизонте не оказалось подходящих для замужества кандидатов. Идея фикс Марго сыграла с ней злую шутку. Когда в гримёрке Фонтейн появился старый знакомый Тито, балерина в который раз не заметила очевидных вещей: Ариас был женат, любил женщин, власть, деньги и, кажется, совсем не испытывал чувств к ней самой.

Они поженились в Париже в 1955 году. С этого момента жизнь Фонтейн стала похожа на приключенческий фильм. Тито был одержим идеей революции в Панаме. В 1959 году его и Марго обвинили в контрабанде оружия и подстрекательстве к мятежу против президента. Неудачная операция закончилась для балерины тюрьмой, но после долгих допросов её всё же депортировали в Великобританию.

К сожалению, в этой паре один любил, а другой лишь позволял себя любить, и этим человеком был именно Ариас. После каждого выступления Марго в её гримёрке появлялся огромный букет роз от мужа, но сам он не посещал концерты супруги, а предпочитал тратить время на другие увлечения. Деньги на них, разумеется, зарабатывала Фонтейн.

В мае 1964 года на Тито было совершено покушение, пуля задела позвоночник и полностью обездвижила его. Официальная версия произошедшего — Ариаса хотели убить по политическим соображениям. Но люди из близкого окружения балерины уверены, что это была всего лишь месть обманутого мужа. Врачи с самого начала дали неутешительный прогноз, но Марго взвалила на свои плечи и эту ношу.

Больше, чем дуэт

Когда Тито парализовало, бразды правления в семье тут же достались Марго. Это было невероятно тяжело, но в то же самое время Фонтейн наконец-то почувствовала себя нужной. Она заботилась не только о своём непутёвом супруге, но и о всей его семье. Сын Ариаса — Роберто — как никто подкидывал мачехе огромное количество проблем и бесконечные неоплаченные счета. Одна из причин, по которой балерина очень долго не могла уйти со сцены, — деньги. Их с каждый разом требовалось всё больше и больше. Лечение мужа влетало в копеечку. Но никто даже не спешил говорить ей за это спасибо. Более того, став беспомощным инвалидом, Ариас не отказался от других женщин. Когда жена уезжала на гастроли, их дом посещала его бывшая любовница — Анабелла Вальярино. После своих тайных визитов она не очень старалась замести следы, часто оставляла личные вещи, косметику. Родные покрывали Тито. Скорее всего, Фонтейн знала о существовании Анабеллы, но продолжала делать вид, что всё в порядке.

Принцесса Монако Грейс, Рудольф Нуреев и Марго Фонтейн. Фото: www.globallookpress.com

Начать новую страницу жизни балерине помог Рудольф Нуреев. Их невероятный творческий тандем сложился после того, как танцовщик попросил политическое убежище во Франции и отказался возвращаться в Советский Союз. Ему было 23, ей 42! Однажды Фонтейн и Нуреев зашли в кафе, где Руди встретил знакомую девушку, та повернулась к Марго и без тени смущения спросила: «Это твоя мать?».

Несмотря на то, что балерина была в блестящей форме, она отдавала себе отчёт, что вставать в пару с таким молодым партнёром — рискованно, и всё же согласилась. После их первой совместной работы в «Жизели» восторженная публика вызывала пару на поклон около 30 раз, овации не смолкали долгих 40 минут!

Марго и Руди соединяла не только работа, но и тёплые дружеские отношения. Они идеально подходили друг другу — оба были легки на подъём, спешили жить и наслаждаться каждым днём. Увы, общая страсть к приключениям вылилась в крупный скандал. Прогуливаясь по Сан-Франциско во время гастролей, Фонтейн и Нуреев увидели незнакомца, который пригласил их присоединиться к вечеринке. Танцовщики с радостью согласились, позже, в разгар праздника, в дом нагрянула полиция и обнаружила там наркотики. Журналисты были «счастливы» заполучить такую сенсацию. Сами артисты старались делать вид, что ничего особенного не произошло и они не имеют к произошедшему никакого отношения. Когда их освобождали из полицейского участка, Фонтейн лучезарно улыбалась, а Нуреев просто молчал и смотрел на представителей прессы спокойным взглядом.

Марго Фонтейн. 1968 год. Фото: www.globallookpress.com

Именно Рудольф научил свою партнёршу зарабатывать, до встречи с ним она, конечно, была востребованной артисткой, но получала куда более скромные гонорары. Когда танцовщики встали в пару, люди целыми днями стояли в многочасовых очередях ради того, чтобы увидеть на сцене неподражаемый дуэт Фонтейн-Нуреев. Но подобный успех не помог балерине избежать бедности, когда она всё же решила уйти со сцены и поселилась в Панаме с мужем. У Марго был артрит суставов ног, последние годы ей приходилось выходить на сцену, превозмогая сильнейшую боль. Тело просило Фонтейн наконец-то остановиться, поставить точку в своей блистательной карьере, но как это сделать, на что жить, когда ей даже не платили пенсию?

Другая жизнь

В Панаме балерина с супругом жила на ферме и разводила коров. Конечно, это была совсем другая жизнь и другая Фонтейн. Денег на содержание хозяйства катастрофически не хватало. Марго то и дело обращалась за помощью к друзьям, но мало кто готов был оказать ей материальную поддержку просто потому, что все знали — деньги в конечном итоге попадут в руки Тито. Конечно, Нуреев втайне оплачивал многие счета свой бывшей партнёрши, но этого было мало. Раньше балерину окружали поклонники и роскошь, а на склоне лет — одни коровы и навоз. Но Марго не роптала на судьбу, она рассказывала, что счастлива, когда по утрам её приходит будить телёнок, вокруг тишина и природа. Однако те, кто лично знал танцовщицу, сомневались в искренности её слов.

Рудольф Нуреев и Марго Фонтейн. 1992 год. Фото: www.globallookpress.com

22 ноября 1989 года скончался муж Фонтейн — Роберто Ариас. Узнав об этом, его любовница Анабелла покончила жизнь самоубийством, выпив очиститель для бассейна. Их хоронили в один день, большинство из тех, кто пришёл проститься с Тито, затем отправился проводить в последний путь и его возлюбленную, ведь все знали об этой связи.

После смерти супруга Марго перенесла несколько операций, у неё был рак яичников, ей требовалось постоянное лечение и уход, но семейство Ариас не спешило помогать мачехе, которая когда-то содержала их всех. Зато падчерица Фонтейн не постеснялась заявиться в палату к почти умирающей балерине и заставить её переписать завещание в пользу своего брата.

Несмотря на все убеждения близких людей, Марго хотела, чтобы её тело покоилось рядом с мужем в Панаме. Так и произошло. Увы, похоронили королеву танца совсем не по-королевски, в простенькой могилке, которую даже сложно найти на кладбище.