Не только Лукашин. Пять малоизвестных ролей Андрея Мягкова

Андрей Мягков в роли ученого Антона Тихомирова. © / Кадр из фильма «Страх высоты».

​В карьере актера Андрея Мягкова было много очень разноплановых ролей — романтичных, как в «Иронии судьбы» и «Служебном романе», драматических, как в «Братья Карамазовых» и «Днях Турбиных», откровенно комедийных, как в «На Дерибасовской хорошая погода...» или в «Сказе про Федота-стрельца».

   
   

Но были в карьере народного артиста РСФСР работы, которые по разным причинам оставались в тени, и сегодня о них вспоминают не так часто. А эти фильмы и роли весьма примечательны.

«Похождения зубного врача»

В юности по настоянию отца Мягков окончил Ленинградский химико-технологический институт и успел поработать в Институте пластических масс. Потому и в актерскую профессию он пришел довольно поздно, а первую роль в кино получил только в 27 лет.

Кадр из фильма «Похождения зубного врача», 1965 г.

В картине «Похождения зубного врача» режиссер Элема Климова Мягков сыграл главную роль — молодого стоматолога Сергея Чеснокова, обретшего уникальный дар безболезненного удаления зубов.

Но стоит Чеснокову, столкнувшемуся с завистью коллег и недоверием бюрократов, поступиться принципами, как дар исчезает. Он пытается жить как все, ни во что не вмешиваясь и номинально выполняя свои обязанности, а зубы больше не удаляет из страха причинить боль. Но в конце концов ему приходится отбросить свои страхи и сделать решительный поступок, благодаря чему дар возвращается.

Стилистика картины, где кроме дебютанта Мягкова сыграли Вера Васильева, Алиса Фрейндлих и Игорь Кваша, да еще и с музыкой Альфреда Шнитке, вызвала сомнения у советской цензуры. В итоге «Похождения зубного врача» выпустили в ограниченный прокат, а затем положили «на полку» на двадцать лет. Повторно картину выпустили только в 1987 году.

«Гроссмейстер»

К началу 1970-х годов советская шахматная школа доминировала в мире уже четверть века, и лента о шахматистах просто напрашивалась сама собой.

   
   

Фильм режиссера Сергея Микаэляна рассказывает о жизни и карьере вымышленного гроссмейстера Сергея Хлебникова. Этот шахматист — человек творческий, видящий в игре прежде всего искусство, что зачастую мешает ему добиваться результата. Там, где нужно спокойно сделать ничью, он стремится к победе и порой проигрывает.

Неумение и нежелание Хлебникова следовать правилам и оставаться в рамках приводит к непониманию и с тренером, и с женой.

Кадр из фильма «Гроссмейстер», 1972 г.

В итоге в кино все для Хлебникова заканчивается хорошо, а вот с фильмом получилось куда сложнее.

В фильме снималось немало настоящих гроссмейстеров, включая экс-чемпиона мира Михаила Таля, Юрия Авербаха, Марка Тайманова, Пауля Кереса и других. А роль тренера Хлебникова сыграл один из сильнейших на тот момент шахматистов мира Виктор Корчной.

А в 1976 году Корчной отказался возвращаться в СССР, превратившись в главного идеологического оппонента советских шахматистов. И «Гроссмейстер», с точки зрения шахмат проработанный куда лучше, чем популярный ныне сериал «Ход королевы», тоже отправился «на полку».

«Страх высоты»

Снятый в 1975 году режиссером Александром Суриным фильм формально по жанру является детективом. Герой Мягкова — молодой ученый Антон Тихомиров — гибнет в ночь после защиты диссертации.

То есть, по сути, на протяжении всей ленты главный герой появляется только в воспоминаниях людей, знавших его, с которыми беседует следователь Мазин, которого сыграл Анатолий Папанов.

В ходе расследования выясняется, что Тихомиров присвоил научные работы умершего ученого Кротова, выдав их за свои. Пожалуй, до того момента никто не поднимал тему научного плагиата в советском кино.

Кадр из фильма «Страх высоты», 1975 г.

Тогда это казалось нонсенсом, что подтверждала смерть Тихомирова, не вынесшего мук совести. Следователь Мазин констатировал: «Падение Тихомирова началось раньше этого трагического случая».

Авторы картины не догадывались, что в 1990-х годах воровство чужих научных работ и плагиат в диссертациях станут обычным делом, а в прошлое как раз уйдут муки совести.

«Активная зона»

В этом фильме режиссера Леонида Пчелкина Мягков сыграл не очень большую роль секретаря обкома, однако на картину нельзя не обратить внимания. Лента посвящена проблемам одной из советских атомных электростанций и стоящего рядом с ней молодого города атомщиков. Новый партийный секретарь АЭС, которого сыграл Олег Ефремов, вступает в борьбу с руководством станции в лице ее директора (Ростислав Плятт) и заместителя (Игорь Горбачев). Боссы АЭС стремятся к рекордным показателям, игнорируя установленные нормы и нарушая правила техники безопасности.

Авторы картины показали и молодых сотрудников станции, которые заела рутинная работа, и равнодушие чиновников к проблемам, способным привести к тяжелейшим последствиям.

Кадр из фильма «Активная зона», 1979 г.

«Активную зону» долго не решались показывать — получалось, у советского мирного атома присутствуют проблемы, а ответственные лица ради высоких показателей готовы поставить атомную станцию на грань катастрофы?

Фильм все-таки показали по ТВ в 1983 году, но предупреждением он, видимо, не стал. Тремя годами позже прогремел взрыв на Чернобыльской АЭС. Сейчас эта лента с участием Мягкова воспринимается как мрачное предсказание будущих событий.

«Человек, который брал интервью»

Фильм режиссера Юрия Марухина рассказывает об истории советского журналиста Алексея Русанова, который расследует природу странной и неизлечимой болезни, поражающей людей и скот в Афганистане. Репортеру удается напасть на след тайной лаборатории, расположенной в одной из ближневосточных стран, где некий профессор Нэли занят разработками биологического оружия. Советский журналист узнает, что данные работы финансируются ЦРУ.

За раскрытие грязного секрета спецслужб сам Русанов заплатил жизнью.

Кадр из фильма «Человек, который брал интервью», 1987 г.

Прототипом Русанова стал знаменитый советский журналист-международник Александр Каверзнев, погибший от неизвестной болезни после возвращения из командировки в Афганистан.

Андрей Мягков в картине сыграл профессора Нэли, и, пожалуй, это самый страшный персонаж в его кинокарьере. Актер мастерски изобразил расчетливого и циничного ученого-убийцу, для которого изготовление оружия массового поражения всего лишь выгодный бизнес, и он без колебаний расправляется с теми, кто встает на его пути. Сцена, где герой Мягкова лично вводит журналисту смертельный вирус, вызывает мороз по коже.