«Мне грех жаловаться». Неправильная, но везучая жизнь Станислава Говорухина

Станислав Говорухин. © / www.globallookpress.com

Когда 14 июня появились первые сообщения о смерти извест­ного режиссёра, не все в это поверили. За день до этого уже появлялась новость о том, что Станислава Сергеевича не стало. Слухи эти тогда быстро опроверг­ли. Супруга Говорухина заявила, что муж чувствует себя замечательно, у него прекрасный аппетит и вообще он занят работой. Говорят, если человека «хоронят» при жизни, значит, до смерти ему ещё далеко. В этом случае примета, увы, не сработала... Станиславу Сергеевичу было 82 года.

   
   

Про таких, как Говорухин, говорят «человек-эпоха». Станислав Сергеевич вписал своё имя не только в историю русского кинематографа, но и в историю общественно-политической жизни страны в целом. Он был депутатом всех семи созывов Госдумы и до последних дней возглавлял думский Комитет по культуре. Политический его путь был не менее ярок и неоднозначен, чем творческий. И всё же Говорухин всегда говорил только то, что думал, и делал то, что считал нужным. Без оглядки. За это одни его проклинали, другие восхищались.

«Я совершил гнусный поступок»

«Мужество — это когда человек не даёт страху смерти руководить своей жизнью», — говорил Станислав Сергеевич. У него это мужество было, равно как мужест­во публично признавать свои ошибки. В 1990 г. острый публицистический фильм Говорухина «Так жить нельзя», демонстрирующий исторический и социальный итог, к которому привёл страну советский социалистический проект, по­тряс страну. На картину выстраивались очереди. Спустя десять лет Станислав Сергеевич заявил, что, сняв эту картину, совершил гнусный поступок. «Делая этот фильм, я был проституткой!» — признался он, а после добавил, что в перестроечные годы, как и многие, был обманут предателями. Говорухину простили эту ошибку, как прощали многое — за фильмы, за честность, за бескомпромиссность.

Владимир Высоцкий и Станислав Говорухин на съёмках «Место встречи изменить нельзя». СССР. 1978 г. pic.twitter.com/LvdqZCAL2p

— Исторические Фото (@HistoryFoto) 7 октября 2015 г.

В режиссёры Говорухин попал как будто случайно. Закончив школу в г. Березники Свердловской обл., поступил на геологический факультет в Казани. И даже год успел поработать по специальности. Но в какой-то момент понял, что ошибся с профессией. «Однажды я шёл по городу Горькому и увидел, как снимают кино, — вспоминал Говорухин. — На площадке все суетились, бегали, переставляли реквизит, и только один человек просто сидел в кресле. Этому человеку в кресле то и дело подносили чай, что-то шептали на ушко... Я спросил: „Кем работает этот, в кресле?“ — „Режиссёром“. Тогда я подумал: „Вот это профессия!“ И как-то так получилось, что я оглянуться не успел, а уже так же сижу в кресле, курю, пью кофе и раздаю режиссёрские команды». Ещё во время учёбы во ВГИКе у будущего режиссёра появилась мечта уехать в Одессу. Он влюбился в этот город ещё до личного знакомства с ним. Мечтал работать на Одесской киностудии. И его мечта сбылась. Именно там Говорухин снял свой дебютный фильм «Вертикаль», который сразу стал хитом проката и открыл широкой публике Владимира Высоцкого как автора-исполнителя. На Одесской же киностудии позже он снимет «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Десять негритят» и, конечно, бессмерт­ный сериал «Место встречи изменить нельзя».

А в 2014 г. он в числе первых 86 человек подписал открытое обращение деятелей культуры РФ в поддержку политики Президента России на Украине и в Крыму. Свой поступок он объяснил так: «Двадцать лет я жил и работал в Одессе, на Одесской киностудии, и хорошо знаю, что такое украинский национализм. На себе неоднократно испытывал». И добавил в другом интервью: «Одесса... Я с брезгливостью отношусь к городу. К горожанам, которые позволили сделать с собой такое. Такое невозможно было бы в Севастополе — там каждый бы взял тесак, топор, ружьё». В ответ участники одесского евромайдана установили на Одесской киностудии памятную доску, на которой Говорухин представлен в виде скорпиона с головой человека и трубкой.

И в интервью, и в своих фильмах Говорухин никогда не боялся быть слишком жёстким, неполиткорректным. Снятый им в 1999-м «Ворошилов­ский стрелок», по сути, вернул отечественному кино честь и достоинство, а обществу — уверенность в собственной мощи. Во времена жуткого упадка — и кино, и России — главный герой картины в исполнении Михаила Ульянова дал нам всем понять, что при необходимости он может постоять не только за свою изнасилованную внучку, но и за поруганную страну. «Я сам представитель власти, но и я оправдываю старика, решившегося на месть, — говорил о своём кинохите Станислав Сергеевич. — Это даже не месть, а возмездие, которое должно было совершить государство. Если возмездие не настигает преступников, люди начинают жить по законам джунглей».

Отец и сын

Режиссёр более 50 лет был счастлив во втором браке. Но его личной болью и трагедией был сын Сергей от первой жены. Много лет отец и сын практически не общались. Причиной натянутых отношений якобы были слишком разные взгляды на жизнь и кинемато­граф. В 2011 г., когда у сына случился инсульт и стало ясно, что он умирает, Станислав Сергеевич первым приехал к нему в больницу и оставался с ним до конца. Сын оставил ему троих внуков.

   
   

Свой последний фильм с символичным названием «Конец прекрасной эпохи» Говорухин снял три года назад. «Две мои последние работы я считаю пиком моей режиссёрской карьеры, — говорил режиссёр в одном из своих последних интервью. — Больше у меня нет сил снимать. Да и для кого мне делать кино? Мой зритель в кинотеатры больше не ходит, поскольку ему противен хруст попкорна. Грех так говорить, но мне больше неинтересно жить. Я оказался в чужом мире. Всё меньше тех, с кем можно по-человечески поговорить, обсудить прочитанную книгу. А вообще я прожил, может быть, и неправильную жизнь, но какую-то везучую. Даже при советской власти, не будучи членом партии, я снимал только то, что хотел. Никто и никогда мне не указывал, что делать. Так что, оглядываясь назад, мне грех жаловаться». Эпоха Говорухина закончилась. Хочется верить, что для него она действительно была в большей степени прекрасной...

Его политические метания
Демпартия (поддержка Ельцина) → ДПР (Зюганова) → ОВР (Лужкова — Примакова) → Единая Россия (Путина — Медведева - Путина — Путина).