Михаил Жванецкий: «Заколебали эти колебания...»

Михаил Жванецкий. © / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

«Если вас спросят, что это вы такой весёлый, отвечайте: я взвинченный».

   
   

Народу - 100!

Андрей Максимов: Михаил Михайлович, предположим, вам надо было бы поставить народу и нашему правительству оценку по 100-балльной системе, как в ЕГЭ...

Михаил Жванецкий: Народу я ставлю 100 баллов. Появилось какое-то равенство - олигархи почти исчезли, чиновники потеряли капитал. Значит, кое-чего мы добились. А властям ставлю 50 - из-за того, что они пока не поддерживают хорошее настроение у людей. Причём надо не юмор включать, а с законами что-то наконец придумать... Потому что сегодня уже хуже, чем вчера.

- И надо готовиться, что завтра будет хуже, чем сегодня?

- Что там готовиться?! Мне кажется, мы уже подошли к этому порогу. 

Я в первой половине жизни пережил худшее. Во второй половине жизни - лучшее: имею в виду совсем недавнее время, когда мы все плакали и стонали. Третья половина наступила сейчас. Хреновато... Запчасти снова будут вырывать из автомобилей. Мы их прятали всю жизнь - надо, чтобы и молодёжь тоже научилась. Перед тем как выйти из машины, надо отвинтить дворники и зеркала. Магнитолу тоже вынуть, отволочь домой. В общем, предстоит серьёзная работа.

- Мы теперь не имеем возможности отдыхать в Египте и Турции, а это были излюбленные места отпуска россиян... 

   
   

- Не понимаю, что это за отдых? Там же вокруг все свои! Неужели это слегка не портит впечатление?! Ну нет теперь Турции и Египта, но есть Израиль, где опять-таки все свои. И в Лондоне все свои, в Ницце все свои, в Америке все свои. Сейчас везде, куда ни попрёшься, все свои. Хотя отовсюду несутся крики: «Денег нет, денег нет!» Но деньги, чувствую, есть. Где-то крутятся, текут-перетекают. Однажды я Силуанова встретил (ещё в мирное время), говорю: «Вы сидите на берегу денежного потока?» Он замялся, смутился, покраснел. Видимо, хорошо сидит на берегу. 

А я... Раньше у меня до дачи было полтора часа, имею в виду Одессу. Сейчас 5 часов лететь через Минск. Вначале мы им сделали гадость, потом они нам сделали гадость... Сейчас соревнуются в этих гадостях! И всё касается меня. Как будто я виноват! Так что я пока отдыхаю на рабочем месте. Где отпуск теперь проводить? Да в одиночестве! Как надо отдыхать? С интересным человеком! 

Последствия кризиса 

Была цель - достигнуть дна. Дно уже достигнуто. Послед­ствия кризиса самые благоприятные - я опять влезаю в старые брюки, я приобрёл друзей и потерял знакомых. Я удивился, что мы умнее и даже спокойнее. 

Когда-то я писал: всё у нас есть - дружба, взаимопомощь. Большая беда нужна. Вот она. Пришла наконец. Теперь есть возможность это всё продемон­стрировать. Я, конечно, хочу знать причину беды и наши ответные действия. А пока - чего паниковать, что суетиться? Результат один. Во втором случае - потеря денег, в первом - здоровья. Перестаёшь думать о деньгах - думаешь о здоровье, вылечишься - думаешь о деньгах. И ещё во время беды рождается самый лучший, самый тонкий юмор.  

Со словом «курс» мы знакомы с детства. Сейчас курс рубля, раньше - курс партии и правительства. В общем, верного курса мы так и не видели - только правильный. Если вас спросят: «Почему вы такой весёлый?» - отвечайте: «Я не весёлый, я взвинченный». 

 

Я перестал мучиться от выбора. Стало ясно, что покупать - соль, спички и т. д. 

Правительство пригрозило Америке, что, если она не прекратит, мы тоже не прекратим. Рубль имеет хождение - не имеют хождения кое-какие крупы, сыры, овощи. Но мы не волнуемся, продовольствия достаточно. Его всегда было достаточно, просто не всем хватало. Бедняки начали толстеть - это попытки наесться про запас. Чем толще, тем беднее. В общем, это я говорю о прошлом и будущем сразу... А о настоящем... Ну что сказать? Только врач и кассир знают, как я себя чувствую.

* * *

Евреи в СССР - язык не знаем, истории своей не знаем, религии не знаем. Значит, евреи ненастоящие. В то же время в институт не берут, на работу не берут. Значит, настоящие. Приехали в Израиль - языка не знаем, истории не знаем, религии не знаем. Значит, ненастоящие. Но в армию берут, в государство берут, на кладбище берут. Значит, настоящие. Эх, заколебали эти колебания... То мы против жизни, то жизнь против нас.

* * *

С богатыми я уже научился, указывая на ребёнка женского пола возле его ноги, спрашивать: «Это ваша жена?» - «Ну что вы, это моя дочь». И мы оба рады. А когда я спрашивал «Это ваша дочь?» - я приобретал врага.

* * *

Обогащение руды - это удаление из неё всего лишнего. Обогащение человека - то же самое.

Вопросы от читателей «АиФ»

Американские учёные обнаружили ген, который отвечает за депрессию. Что же станет с миром, если люди перестанут печалиться? 

О. Голубева, Санкт-Петербург

- Если пришли к выводу, что депрессия - это болезнь и её надо лечить, может быть, придут к выводу, что и юморист тоже болен, и тоже будут лечить. В результате мы все сравняемся. Никто не будет шутить, никто не будет плакать. Все будут кушать, кушать, кушать…

Как вы рассказывали, многие женщины, согласно соцопросам, хотят от вас родить. Поэтому вопрос к вам как к отцу. Моя дочка любит наряжаться в злую волшебницу. Стоит ли опасаться такого выбора? И почему зло всегда интереснее добра? 

А. Остроумова, Воронеж

- В этом году опять был такой опрос перед Новым годом, я занял второе место  - мне позвонили с радиостанции и сообщили. «Вы даже не интересуетесь, кто первый?» - спросили меня. Говорю: нет, я догадываюсь. 

Почему зло интереснее добра? Добрый человек - он нужен, но малоинтересен. А многие женщины хотят роковой любви. Для этого мужчине надо быть злым. То есть он интересен, но не нужен - от такого ребёнка не захотят... Такой вот парадокс!