Михаил Швыдкой: «Сегодня жить интереснее, чем читать»

Михаил Швыдкой. © / www.globallookpress.com

Валентина Оберемко, «АиФ»: Михаил Ефимович, скоро в Московском театре мюзикла состоится премьера музыкального ревю «Жизнь прекрасна!». Что увидят з­рители?

   
   

Михаил Швыдкой: В 2003 г. мы задумали теле­программу «Песни XX века», она превратилась в программу «Жизнь прекрасна!». Мы исходили из того, что у людей накапливается масса недовольства, проблем, но всё равно есть то, что наполняет их жизнь п­рекрасным.  

Позже мы перенесли эту идею в наш Театр мюзикла. А сейчас, когда театр переехал на Пушкинскую площадь, мы пригласили художника Эдуарда Кочергина, собрали профессио­нальную команду и создали новое музыкальное ревю. Это не старые песни о главном, как некоторым кажется. Существует песенная классика, которая не стареет и всегда востребована, потому что отражает определённую эпоху. 

- Подзаголовок к спектаклю - «Мой XX век». А для вас XX век каков?

- Это великий век в истории чело­вечества. При всём трагизме, всех ужасах, которые он принёс, он дал нам необычайные достижения. XX век - это шаг в космос, это грандиозные открытия в области ядерной энергетики, в биотехнологиях, в том, что теперь называется IT. Этот век выставил новые стандарты, по которым теперь живёт человечество. 

- Вы - спецпредставитель Президента РФ по между­народному сотрудничест­ву. Как в условиях санкций удаётся сотрудничать?

- Понятно, что санкции - не лучшая среда для развития. Но в области культуры, образования, науки, молодёжного обмена это время не самое плохое. Когда замораживаются экономические, политические, военные контакты, культурная среда приобретает особую ценность. 

   
   

- Россия поможет Сирии в восстановлении культурного наследия. Граждане ропщут, что пенсионный возраст повышают, но на С­ирию деньги находятся.

- Пенсионная реформа - вещь болезненная. Не все люди моего возраста, а мне исполнилось 70 лет, находятся в приличном состоянии. Я их хорошо понимаю, особенно тех, кто работает на тяжёлых производствах. Но на выплату пенсий тратится 20 млрд руб. в день, а на восстановление Пальмиры уйдёт миллиард. Финансово несопоставимо. Достоевский написал, что русская литература всемирно отзывчива. Думаю, российская душа тоже всемирно отзывчива. Тем более что сокровища архитектуры в Сирии - это обще­мировое наследие. Оно немножко принадлежит и нам. 

- Вы упомянули Достоевского, но он жил давно, сегодня писателей такого масштаба не видно. 

- Русская литература прош­лых веков дала великие имена. В мире знают Толстого, Достоевского и Чехова, чуть меньше знают Пушкина. Все они создавали свои произведения в период, когда в России было интереснее читать, чем жить. А сегодня жить интереснее. Посмотрите немецкую литературу. Есть там кто-то, сопоставимый с Гёте, Манном, Гессе? Отсутствие масштабных талантов - общемировая проблема. Но в России всё-таки появляются значительные и­мена. 

И очень важно, чтобы государство поддерживало культуру. Но не для того чтобы диктовать, что деятели культуры должны делать, а что нет. Меня в бытность министром обвиняли, что я не запрещаю «Дом-2». Я говорил: «У великого рус­ского историка Василия Ключевского была замечательная фраза: «Массовое искусство отвлекает людей от чего-то ещё более плохого». Пока тот контингент, что смотрит «Дом-2», сидит у телевизора, он не убивает в подъездах, не употребляет наркотики. Культура, как никакая другая сфера, нуждается в поддержке. Потому что она формирует сложного человека. А сложный человек сегодня необходим, чтобы решать сложные экономические вопросы. Если мы хотим прорваться в будущее, то прорываться нужно со сложными людьми. С простыми пользователями Интернета это сделать невозможно. Нужны творчески мыслящие, художественно яркие и совестливые люди. Думаю, что у нашей страны есть будущее. Сегодня я вижу таких креативных, талантливых молодых людей, которые хотят быть полезными своей стране. И их много.

Смотрите также: