Михаил Казиник: чтобы спасти детей от бескультурья, нужен комендантский час

Михаил Казиник. © / www.globallookpress.com

«Нам есть чем гордиться!»

Юлия Шигарева, «АиФ»: - Михаил Семёнович, к­оманды экономистов не первый год пытаются решить задачу: как сверстать такой бюджет, чтобы экономика России наконец начала расти? Оборонному ведомству прибавляют, социальному… А ситуация лучше не становится. В чём ошибка?

Досье:
Михаил Казиник. Родился в 1951 г. в Ленинграде. В 1975 г. окончил Белорусскую консерваторию. В 1991 г. пере­ехал в Швецию. Выступает с концертами, ведёт программы на радио и ТВ. Ведущий эксперт Нобелевского концерта. Разработал теорию «комплексно-волновых» уроков в школе.
   
   

Михаил Казиник: - Невозможно, имея практически первобытную культуру, справиться с задачами передовой экономики. Не соответствует творческое и культурное мышление нынешнего россиянина сложным задачам современного экономического мышления.

Марксисты учили, что бытие определяет сознание. Это вроде бы звучит правильно, но на самом деле абсурд. Бытие лошади в стойле определяет сознание лошади, бытие лягушки в болоте тоже. Но мы уже вроде не расстреливаем священников, а в философии находимся на уровне вульгарного материализма. Происхождение человека божественно! Мы, люди, - венец творения, а не твари земные! Вот самая глубокая поэтическая мысль Г. Р. Державина о человеке в его гениальной оде «Бог»:

«Частица целой я вселенной...
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь - я раб - я червь - я бог!»

Эти великие строки должен знать наизусть каждый человек планеты. И это написано на русском языке! Нам есть чем гордиться!

И пока я «телом в прахе ист­леваю», а умом громам не повелеваю, поведение (экономическое как его важная часть) будет стагнировать, как поведение лягушки в болоте. Человек - единственное существо на Земле, у которого немарксистское предназначение, ибо его сознание определяет и видоизменяет бытие. Туполев говорил: «Некрасивый самолёт не взлетит». В концертном зале «Дзинтари» в Юрмале в 1960-1980-е гг., когда там всё лето проходили концерты великой музыки, а не поп-шоу, я познакомился с одним человеком. Он так говорил о музыке, литературе, живописи, что я подумал: мой собеседник - профессор консерватории или Академии художеств. А он оказался… сапожником. И, когда я не смог скрыть своего удивления, он сказал (я запомнил его слова на всю жизнь): «Эх, молодой человек! Я не сапожник, который пьёт и бьёт по гвоздям. Я такой сапожник, которому Моцарт не позволяет шить уродливую обувь». Он шил обувь по индивидуальным заказам и был знаменит, как большой художник.

И если бы наша страна, планируя бюджет, под № 1 записала «культура», то все остальные сферы автоматически поднялись на много процентов.

   
   

- Каждый год сокращая бюджет культуры, какую «бомбу замедленного действия» подкладывает правительство?

- Уже не замедленного дейст­вия. Она дымится. Миллионы детей от 10 до 18 лет ушли к Фараону (рэпер Глеб Голубин. - Ред.)! Ни Церковь, ни школа, ни политика, ни ТВ, ни радио, ни канал «Культура», вместе взятые, не смогли победить Глеба Голубина. У одной из самых нечеловечески страшных его песен 60 миллионов просмотров в Ютубе. Я специально не называю песню. Вдруг есть ещё дети и молодёжь, которые её не слышали… Но ведь это по ту сторону добра и зла! В стране, которая объявляет себя приверженцем традиционных ценностей, православия, целое поколение ушло в виртуальный мир. Если срочно не поднять культуру, не бросить все силы на культуру и ОБРАЗование (создание ОБРАЗА), чтобы спасти поколения ни в чём не повинных детей, придётся объявлять комендантский час. Каждое прослушивание Голубина - удар плёткой по спине учителя музыки, учителя литературы, учителя мировой художественной культуры. Какая экономика у стада? Какой подъём?

- А правильно ли мы в принципе понимаем это слово - «культура»? В последнее время она стала синонимом слова «развлечение».

- Гениальный Достоевский высказал мысль: «Красота спасёт мир». Рерих повторил её, но добавил одно слово: «ОСОЗНАНИЕ красоты спасёт мир». Это важное добавление. Подлинная красота постоянно вокруг нас: симфонии Бетховена и Чайковского, «Божественная комедия» Данте, «Фауст» Гёте, роспись Сикстинской капеллы Микеланджело, «Картинки с выставки» Мусоргского и многое другое. Но какое количество людей знает её, осознаёт эту красоту, принимает её в себя, живёт по её законам? 

Культура - это осознание человеком себя в гармонии мира, Вселенной. Слово «культура» с латыни переводят как «возделывание». Возделывание чего? Тела? Но тогда гепард совершеннее нас. Совершенствование быта? Но тогда над нами будут смеяться муравьи. Они без кондиционеров поддерживают постоянную температуру в своих муравейниках. И ни одного пьяного или безработного муравья!

- Ещё одна проблема современности: дети не хотят читать. А если всё-таки берут книгу под давлением родителей, то толку от такого чтения оказывается чуть. У вас есть секреты, как научить ребёнка получать удовольствие от процесса чтения?

- Ещё какие секреты! Когда я показываю, какие чудеса в каждом слове и предложении, то их не оторвать от книг. Такими вещами я делюсь с детьми и взрослыми на наших многолетних весенних и осенних московских концертах. За 9 лет их прошло больше 100. В ноябре - очередные осенние в Академии Гнесиных.

Ларчик просто открывался

А пока пример. Помню, когда я первый раз «Ларчик» прочитал, то даже обиделся на Крылова: почему басню не закончил? Почему не рассказал, что же за секрет крылся в замке? Но потом понял: Крылов сделал всё правильно, а ошибаемся мы, читатели. Знаете, в чём ошибка? Обычно как читают? «Ларчик ПРОСТО открывался», ставя ударение на «просто». А на самом-то деле ларчик просто ОТКРЫВАЛСЯ. Первый - неправильный - вариант подразумевает, что у ларчика был замок и что Крылов поленился, так и не объяснив, какой ключик подобрал заморский мастер к «секрету». Но на самом-то деле никакого замка не было - надо было всего лишь поднять крышку! А отсутствия замка не заметили! И тогда крыловская басня гениальна!

Смотрите также: