Лев Прыгунов: «Наверное, в прошлой жизни я был китайцем»

Актер Лев Прыгунов на XXVIII торжественной церемонии вручения кинематографической премии «НИКА». 2015 г. © / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Последнее обновление материала 21.04.2017 г. 

   
   

В последующие годы он снялся в фильмах «Они шли на Восток», «Дети Дон Кихота», «Трактир на Пятницкой», «Ищи ветра», «Сердце Бонивура», «Рожденная революцией», «Пропавшая экспедиция» и многих других. Среди работ последних лет – картины «Оперативный псевдоним», «Архангел», «Сдвиг», «Под ливнем пуль», «И все-таки я люблю», «Индиго», «Зачем ты ушел». Свободно владея английским, актер снимался и в американских фильмах.

Хотя в основном Лев Прыгунов известен как актер, он профессионально пишет картины, которые выставлялись в Москве, Санкт-Петербурге, Лондоне. А недавно выпустил книгу стихов. Многие годы Лев Георгиевич изучает восточную философию, и это отражается на его отношении как к творчеству, так и к жизни.

Актер театра и кино Лев Прыгунов. 1976 год Фото: РИА Новости/ В. Нисанов

На философский лад

«AиФ»: – Лев Георгиевич, наверное, когда вы начали читать книги по восточной философии, мир для вас перевернулся. Ведь у нас в стране тогда господствовала атеистическая идеология…

Лев Прыгунов: – Да нет, я был к этому уже готов. К тому моменту я прочитал «Веды», не говоря уже о Евангелии. Кстати, мой дед был священником. А в 60-е годы я стал изучать английский, поэтому мне стала доступна литература, которой не было на русском языке. Я верующий человек, христианин, и одновременно следую восточному мировоззрению. Наверное, в прошлой жизни я был китайцем. Я верю в реинкарнацию. Кстати, до шестого века и христианство ее признавало.

«AиФ»: – А в повседневной жизни вам восточная философия помогает?

Л. П.: – Очень важно понять, что мир объединяет… пустота. Ведь между молекулами и атомами, из которых состоят наши тела, есть пустота – такая же, как между Солнцем и Луной. Если человек может понять, что в нем есть эта пустота, у него возникает ощущение фантастической свободы. Кажется, что можешь пройти через стену, точнее – пропустить ее через себя. Это дает ощущение полета, и начинаешь принимать жизнь такой, какая она есть, и все тебе начинает нравиться.

   
   

Ну, а если что-то все-таки не нравится, то я знаю, что виноват в этом я сам, а не правительство, не масоны, не коммунисты и не КГБ. А еще я придумал для себя такую схему: все самое худшее, что может случиться, – болезнь, воровство, клевета, несправедливость государства – это норма, особенно у нас в России, Когда до такой степени занижаешь свои требования, то отсутствие этих неприятностей – уже большая радость, а уж присутствие чего-то хорошего – это просто фантастическое счастье! А еще – есть закон коромысла.

«AиФ»: – ?!

Л. П.: – Ты никогда не получишь то, что хочешь, если ты переполнен своим желанием. Знаете, есть очень красивые женщины, которые так сильно хотят встретить свою любовь, что бросаются на мужиков, а те шарахаются от них, как от сумасшедших. Так и в кино. Прочитал я сценарий и вижу: роль – гениальная, причем моя, никто ее не сыграет так, как я. Но самая большая глупость – прийти к режиссеру и начать уговаривать: ну возьмите меня, вы не представляете, как я хорошо сыграю… Он скажет: уберите этого сумасшедшего. А вот если я скажу: «Прочитал… вроде ничего роль… но у меня есть еще два-три предложения в кино, да еще выставка живописи, и одна интересная поездка…». И тогда роль я получу! Вот оно, «коромысло»: я «нагрузил вторую часть». Но это должно быть искренне! Блеф не пройдет!

Только не подумайте, что я кого-то учу, я только хочу поделиться своим скромным опытом. Настоящих учителей – единицы. Великие художники брали учеников, которые просто растирали краски, натягивали холсты, готовили доски, убирали квартиру, бегали за водкой, но при этом – крутились в этой атмосфере и таким образом постигали очень многое.

Художник-самоучка

«AиФ»: – А вы где живописи учились?

Л. П.: – Я в детстве учился, брал частные уроки. К сожалению, не помню фамилии своей учительницы, этой потрясающей художницы. Она была у нас в Алма-Ате в эвакуации. Она научила меня писать натюрморт, мы ходили на этюды. Следующим этапом должно было стать рисование головы и фигуры человека, но… она уехала. Так я и остался «без головы и без фигуры». Потом я дружил с художниками и учился то у одного, то у другого. Сейчас у меня нет учителей, но есть вдохновители. Один из моих самых любимых современных художников – Олег Целков, он мой друг, живет в Париже. Ничего общего у нас с ним нет в манере живописи, но он вдохновляет меня своей энергией.

Фото: www.globallookpress.com

«AиФ»: – В одном из интервью вы рассказывали, что вы с сыном, известным режиссером Романом Прыгуновым, всегда были друзьями. Не у всех родителей так получается...

Л. П.: – Дети должны почитать родителей, они ведь дали им жизнь. Этого требуют все религии. Особенно это чувствуется на Востоке. В Туркмении младший брат не имеет права сидеть при старшем, даже если разница между ними – всего год. В Древнем Израиле, если отец жаловался на сына, того забивали камнями. Это может показаться очень жестоким, но они смотрели вперед.

Вот только русские вперед не смотрят. В Новой Гвинее есть племена, в которых 40-летнего человека загоняют на пальму, к которой привязаны веревки, и раскачивают. Если удержится – значит может еще существовать. А если сил удержаться не хватает, он падает и разбивается насмерть. Вот в нашем обществе отношение к старикам – примерно на таком же уровне.

Запад и Восток воспитываю молодых в уважении к старости. Дети понимают, что они тоже состарятся. А у нас почему-то не думают об этом. Неудивительно, что в нашем обществе так распространены конфликты отцов и детей. Сколько я знаю семей на Западе, где даже очень богатые люди не помогают детям, те даже на учебу сами себе зарабатывают. А у нас родители «все отдают детям», и дети… становятся чудовищами.

«AиФ»: – Вы сыграли в фильме «Индиго». Верите в существование «детей индиго» или относитесь к этому, как к художественному вымыслу?

Л. П.: – Конечно, это художественный вымысел, но мне очень нравится этот фильм, я два раза его смотрел в кинотеатре, и в одном и том же месте зал встает и начинает орать от восторга. Это момент, когда добро побеждает зло. Народ стосковался по этому, у нас же на экранах – одна чернуха. Америка, кстати, спасла страну тем, что во времена Депрессии не было снято ни одного ганстерского фильма, а только комедии и любовные истории с хеппи-эндом. Да и гангстеры, как бы их ни романтизировали, в каждом американском фильме бывают наказаны. А у нас, к сожалению, в период пика бандитизма бандиты спонсируют фильмы про бандитов…

Лев Прыгунов с женой. Фото: www.globallookpress.com

Сила гармонии

«AиФ»: – Занимаясь восточной философией, вы наверняка заинтересовались и восточной медициной?

Л. П.: – Когда-то мне попалась книга по акупунктуре, изданная в Китае на английском языке, она называлась «Лечение пальцами». Однажды я снимался в Выборге, приехал мой старый друг Игорь Дмитриев, он еле ходил из-за радикулита и просто не представлял, как будет сниматься. Я сделал все, как было написано в этой книге, и к концу съемки он забыл о своем заболевании! Но, к сожалению, эту книгу я потерял.

«AиФ»: – А что вам помогает держаться в такой замечательной форме?

Л. П.: – Если говорить о себе, то сейчас, в 70 лет, я чувствую себя лучше, чем в 40. Благодаря пониманию природы, благодаря занятиям китайской гимнастикой Тай-цзы-цюань. Можно сказать, что Тай-цзи-цюань – это форма вхождения в мировую гармонию. Когда я занимаюсь этой гимнастикой в лесу, ко мне подходят куницы, крысы и, не боясь, сидят и смотрят на меня. Если бы каждый день я делал это по два раза, я бы летал.

Смотрите также: