Кредит доверия Люка Бессона. Режиссер, который снимает по-американски

Люк Бессон. © / www.globallookpress.com

Самое начало

В детстве Люк Бессон не собирался снимать кино. Его родители были инструкторами по дайвингу, они брали сына с собой во время поездок в Италию, Грецию или Югославию, а он представлял, что в будущем выучится на морского биолога. Но травма, полученная Бессоном в семнадцать лет, поставила крест на этом желании. В позднем интервью The Guardian уже маститый режиссер вспоминал, что составил тогда два списка — в одном он перечислил все, чем хотел бы заниматься, а во втором — чем не хотел.

   
   

«Первый список был очень короткий. Я любил писать, любил рисовать, я сделал множество рисунков. И я подумал, что мне подойдет кино. Но чтобы убедиться, я захотел попасть на съемочную площадку. Мой приятель знал парня, у которого брат был третьим ассистентом на каком-то короткометражном фильме. Так вот все и случилось», — рассказывал Бессон.

Уже на следующий день он сообщил матери, что бросает школу, чтобы снимать фильмы. Он подвизался помощником у других режиссеров, сам снял какую-то короткометражку — просто чтобы доказать себе, что он может это сделать («она была очень, очень плохая», вспоминал Бессон). На три года уехал в США, а по возвращении создал собственную кинокомпанию. Бессон упоминал, что именно в те годы он начал работать над историями, которые позже стали фильмами «Голубая бездна» и «Пятый элемент».

«Голубая бездна»

В начале 80-х молодой режиссер, сценарист и продюсер неожиданно стал одним из основателей нового направления в кино, получившего название Cinéma du look. Этот термин переводится с французского как «кинематограф внешнего вида». Он описывает картины, в которых упор делается на пышный визуальный ряд. 

Основателей Cinéma du look (его еще называли необарокко) было трое — Леос Каракс, Жан-Жак Бенекс и собственно Люк Бессон, который, пожалуй, оказался наиболее известным из этой троицы. В 1983 году он выпустил свой дебютный фильм «Последняя битва», в которой показал привычный мир после ужасной катастрофы. 

В «Подземке» 1986-го уже снялись звезды — Изабель Аджани и Кристофер Ламберт. Очередную роль у Бессона получил Жан Рено, но пока что второго плана. Эта картина неплохо заработала в прокате (3 млн зрителей) и заслужила девять номинаций на премию «Сезар». Выиграла, правда, только одну — Ламберт стал лучшим актером. 

Незадолго до премьеры Бессон говорил, что революция в кино происходит внутри отрасли: «[Она] возглавляется людьми, которые хотят изменить внешний вид фильмов, сделав их лучше, убедительнее и приятнее для просмотра».

   
   

Он был убежден, что их страсть повлияет на основы кинопроизводства. 

После успеха «Подземки» Бессон вспоминает о старой задумке и снимает «Голубую бездну» — свой первый англоязычный фильм, основанную на реальных событиях историю соперничества двух фридайверов. Картина попадает в конкурс Каннского кинофестиваля, но проваливается, прокат тоже выходит не слишком убедительным — но пару «Сезаров» лента все же получает, словно в утешение.

Боевики Бессона

В 90-е Люк Бессон полностью посвятил боевикам. Начал он, правда, еще в 1990-м, когда выпустил «Никиту» — фильм об убийце под прикрытием, который потом превратился в целую франшизу (был снят американский ремейк и канадский сериал). В 1994 году вышел не менее знаменитый «Леон».

Это боевик о профессиональном киллере, который вынужден воспитывать девочку-подростка, не только хорошо заработал в прокате. Фильм сделал звездами Жана Рено и совсем юную Натали Портман, а заодно подтвердил реноме самого режиссера как крепкого профессионала, способного делать коммерческое кино. Ну а высокое место во всяких рейтингах «лучших фильмов» стало просто приятным бонусом.

Ну а «Пятый элемент» стал просто образцом того, как надо снимать фантастический боевик. Причин успеха много. Тут и выдающийся актерский состав — Брюс Уиллис, Милла Йовович, Гэри Олдмен, Иэн Холм и Крис Такер, и безумно огромный по европейским меркам бюджет ($90 млн), и роскошные спецэффекты, и куча моментов, которые потом цитировали все, кому не лень («Лилу Даллас, мульти-паспорт»). И сборы — сборы тоже были огромными для фильма, снятого во Франции (почти $250 млн).

«Кто-нибудь ещё хочет вести переговоры?»

«Пятый элемент» привел к неожиданным последствиям. Люк Бессон стал гуру французского массового кино, авторитетней его там не было никого. Свой статус он подтвердил работой над еще одним коммерческим проектом — франшизой «Такси», но там он был лишь сценаристом и продюсером. А к режиссуре Бессон в последующие годы если и возвращался, то лишь в интересных лично ему фильмах (например, он снял «Артур и минипуты» в 2006 году).

Впрочем, продюсерская биография Бессона тоже внушает уважение. «Васаби», «Перевозчик» с Джейсоном Стейтемом, «Заложница» с Лиамом Нисоном, «Хитмэн».

«Переговоров» с Бессоном уже никто не вел. Фактически он сам решал, что стоит снимать, а что имеет смысл положить на полку. Даже его возвращение в режиссерскую ипостась — фантастический боевик «Люси» со Скарлетт Йоханссон — получилось поистине триумфальном. Правда, не за счет отзывов критиков, а благодаря сборам ($463 млн во всем мире).

Бессону стало можно все. Например, потратить почти $200 млн на амбициозную экранизацию комикса «Валериан и город тысячи планет» и собрать в прокате лишь немногим больше затраченной суммы ($225 млн). Конечно, вряд ли этот провал как-то повлияет на уже имеющийся у Бессона кредит доверия, но, возможно, ему следует быть осторожнее с желаниями. Хотя, по слухам, всю затею с «Валерианом» оплатил не он, а французское правительство — в конце концов, небольшие убытки в случае такого огромного кинопредприятия, каким сейчас является Люк Бессон, вполне допустимы.