Осенью 1919 года лидер Советской России Владимир Ленин в письме Алексею Максимовичу Горькому заметил: «Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и ее пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а г***. “Интеллектуальным силам”, желающим нести науку народу (а не прислужничать капиталу), мы платим жалованье выше среднего. Это факт. Мы их бережем».
Ошибка Ильича
Эту ленинскую фразу спустя десятилетия использовали для демонстрации пренебрежительного отношения вождя большевиков к так называемой «культурной элите».
Но если в чем и ошибся Владимир Ильич, то в оценке тех, кто согласился служить народу. Советская культурная элита, несмотря на блага от государства, крайне неуютно чувствовала себя в роли «духовной обслуги» рабочих и крестьян.
В период распада СССР бомонд с облегчением перестал скрывать свое истинное отношение, явив миру свою «обратную сторону».
Пример ныне покойного Вахтанга Кикабидзе, ставшего звездой в советское время и получившего возможность монетизировать свою славу всю оставшуюся жизнь, показателен. Заслуженный «Мимино» Советского Союза в каждом интервью лил потоки грязи на государство, без которого его собственная известность не вышла бы за пределы Тбилиси.
Но Кикабидзе теперь в мире ином, а эстафета артистического безумия продолжается. Чего стоит одна Лайма Вайкуле, поведавшая о том, что благодаря своим выступлениям «кормила Советский Союз».
«Сегодняшний режим России рухнет как карточный домик, как когда-то Советский Союз»
Прибалтика — вообще аномальная зона. Сегодня там актеры, десятилетиями зарабатывавшие в России, соревнуются в русофобии. И, надо сказать, регулярно берут новые высоты.
74-летний актер Ивар Калныньш в интервью изданию «Абзац» разошелся не на шутку: «Да, я много снимался в советских и российских картинах. Но сейчас я выбросил это из памяти и забыл об этом. Пусть россияне наживаются на том прекрасном, что мы им оставили... Есть другой мир, который интересует меня больше. А все эти имперские замашки россиян смешны в XXI веке. Сегодняшний режим России рухнет как карточный домик, как когда-то Советский Союз».
Уроженец Риги, выходец из рабочей семьи, свою большую карьеру Калныньш начал с фильма «Театр», в котором стал партнером легендарной актрисы Вии Артмане.
Вот только когда Артмане в независимой Латвии выгнали на улицу, передав дом наследникам довоенных хозяев, на защиту Вии встали российские коллеги. А Калныньш — он сделал вид, что ничего не замечает.
Деньги не пахнут
Калныньш в советском кино 1970-1980-х играл западных полицейских, героев-любовников, офицеров КГБ. После распада СССР актер, которого продолжали любить в России, стал завсегдатаем отечественных сериалов. И не только — Ивар дважды снимался в клипах женской поп-группы «Стрелки». Кое-кто счел, что для уровня Калныньша это несерьезно, но актер дал понять, что для него деньги не пахнут.
Где только не появлялся предмет воздыханий советских женщин — в шоу на выживание, и в викторинах, и в рекламе кофе. И объяснялось это просто: латвийское искусство без поддержки интернациональной советской державы превратилось в явление местечковое, к тому же лишенное серьезных денежных средств. Это Калныньша не устраивало.
В 2013 году он заявлял: «В России у меня друзья, работа, с этой страной связана масса дорогих мне воспоминаний. А значит, неважно, какие именно гимны поем, — цвет клавиш на пианино от этого не меняется!»
«Кому бы вы были нужны, если бы не русская сцена»
Теперь выяснилось, что меняется, да еще как. Калныньш, следуя политической повестке, в 2022 году объявил о том, что разрывает все связи с Россией. Правда, крупных предложений он и так не получал — его последними работами стали сериалы «Анатомия убийства» и «Чисто московские убийства», вышедшие на экраны в 2018 и в 2019 годах.
Видимо, не рассчитывая на возвращение, Ивар Эдмундович и пустился во все тяжкие.
На сей раз делать скидки Калныньшу нет оснований. Журналист и блогер Михаил Шахназаров заметил: «Ребятки, а кому бы вы были нужны, если бы не русская сцена (читайте: и экран). Ваша узнаваемость умещалась бы в коробки хуторских ДК, а о кино бы вы и не мечтали. Потому как молчаливо перегонять желваки на скулах, а потом выезжать на мастерском дубляже, это все же не игра. Я и про “Театр” с великолепной Артмане, и про “Зимнюю вишню”. Фильмы, в которых снимался Ивар... Особенно смешно слушать эти его слова: “Пусть они [ то есть мы, российские зрители] наживаются на том прекрасном, что мы им оставили”. Да, очень мы обогатились благодаря ему. В общем, Вайкуле № 2. А может, № 3, так как и Пугачева нас кормила».
Президент Гильдии актеров кино России Сергей Никоненко в беседе с «Абзацем» был еще более прямолинеен:
«Грязная тварь. Латвийский артист, который у нас немало поснимался, превратился в гадину. Ему надо запомнить, что таких подпевал, как он, больше не будут снимать в кино ни в Америке, ни тем более у нас».
Коричневый «аквалангист»
Действительно, 74-летнему артисту вряд ли стоит рассчитывать на новые предложения. Разве что кормящая всех Лайма Вайкуле возьмет соотечественника на содержание. Вот только, в отличие от того героя, что Калныньш сыграл в «Театре», он давно уже не юн и не смазлив, так что сильно рассчитывать на благосклонность стареющей артистки ему не приходится.
Жизнь скоротечна для всех — и для актеров, и для зрителей. Но одним удается пройти свой путь с достоинством, а другие, образно говоря, прямо с Олимпа добровольно отправляются изучать глубины сельской отхожей ямы.