21 ноября 1918 года родился Михаил Глузский — советский и российский актёр, народный артист РФ и участник Великой Отечественной войны. С театром и кинематографом была связана вся его жизнь: даже когда он подростком подрабатывал на Мосторге учеником монтёра, Глузский участвовал в художественной самодеятельности. В общей сложности артист снялся более чем в 150 фильмах и при этом умудрялся находить время для театра, руководства двумя мастерскими во ВГИКе и общественной деятельности.
Далеко не все роли роли Михаила Глузского были главными, но каждый его образ получался очень искренним и запоминающимися.
Дядя Ваня. «Пришёл солдат с фронта»
Фильм Николая Губенко — сложный, тяжёлый и полон драмы. Герой Глузского, лишившийся руки на войне, возвращается в родную деревню и узнаёт о смерти жены. Но солдат находит в себе мужество и силы жить дальше, в одиночку растить дочь и возрождать своё поселение.
Профессор Сретенский. «Монолог»
В трогательном фильме Ильи Авербаха актёр исполнил главную роль. Интеллигентный и очень порядочный директор НИИ всю жизнь посвятил науке. Жена от него ушла, и старость он готовится встретить в одиночестве, но спустя много лет неожиданно объявляются взрослая дочь и внучка профессора. О личной драме пожилого человека, его переживаниях и взаимоотношениях с дочерью и внучкой и рассказывает «Монолог».
Администратор гостиницы. «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
В легендарном советском киношедевре Леонида Гайдая Глузский исполнил небольшую, но очень яркую и запоминающуюся роль. Именно он — галантный, в чёрном жилете — «снабжает» Шурика алкоголем, а в ответ на фразу застенчивого студента: «Я не пью», — произносит: «А я пью? Что тут пить?» — и невозмутимо достаёт огромную бутылку домашнего вина. Что было дальше — все помнят.
Полковник Дей. «На войне как на войне»
В ленте Виктора Трегубовича артист сыграл командира танкового полка. О войне Глузский знал не понаслышке — он и сам служил в рабоче-крестьянской Красной Армии и был участником Великой Отечественной войны. Фильм посвящён воинам 3-й гвардейской танковой армии маршала Рыбалко.
Джиффорд. «Последний дюйм»
В приключенческом фильме Теодора Вульфовича и Никиты Курихина Глузский примерил на себя образ Джиффорда — человека, который торгует интересными материалами подводных съёмок. Однажды герой отказывается ехать в Акулью бухту, и вместо него туда отправляется американский лётчик с сыном… В 1958-м все советские мальчишки были без ума от фильма про Северную Африку, море, акул и самолёт.
Фокич. «В огне брода нет»
Лента стала дебютной полнометражной работой культового сейчас режиссёра Глеба Панфилова. Персонаж Глузского — комендант санпоезда Фокич: человек суровый, жестокий, большевик, одобряющий диктатуру. Его реплики пугают: «Царя шлёпнули! А по мне, затолкать бы их…». Тем не менее Фокич — один из самых убедительных персонажей в ленте.
Есаул Калмыков. «Тихий Дон»
В фильме-эпопее Сергея Герасимова Глузский предстал в образе есаула Калмыкова — человека, который смело и открыто высказал вслух партии всё, что о них думает, и поплатился за это жизнью. Последними словами есаула стали: «Стреляй — смотри, как умеют умирать русские офицеры!»
Смотрите также:
- «Важнее всего — глубина личности». Ушёл из жизни актёр Донатас Банионис →
- Всенародная классика. Как создавался фильм «Офицеры» →
- Пьер Ришар: рассеянный, невезучий и высокий блондин →