На фестивале «Кинотавр» состоялась премьера фильма Григория Константинопольского «Русский бес». По сюжету герой решает открыть ресторан, чтобы его любимая жила как королева. Но на его пути внезапно встаёт некий тайный недоброжелатель. В новой работе автора таких картин, как «Восемь с половиной долларов», «Пьяная фирма» и др., снялись Иван Макаревич, Максим Виторган, Любовь Аксенова, Юлия Ауг, Ксения Раппопорт, Александр Стриженов, Виктория Исакова, Михаил Ефремов и многие другие. К слову, большинство из них снимались бесплатно. Фестивальная публика приняла картину очень тепло, но режиссёр продолжает нервничать. Слишком долгим и трудным был путь к этой работе, и слишком неопределённой остаётся её дальнейшая судьба.
«Иногда опускались руки»
Сергей Юрьев, АиФ.ru: — Григорий, ваш фильм получился очень злободневным, едким, сатирическим. Таких картин сегодня выходит не так уж и много. Когда вы писали сценарий, снимали, монтировали, вопросы самоцензуры вас мучили?
Григорий Константинопольский: — Если при работе над картиной заряжен любовью и верой в то, что ты делаешь, то все вопросы самоцензуры отпадают. Так что в этом плане мне было довольно легко.
— Ну я знаю, что многие режиссёры в последний момент отказываются от использования мата в фильме, чтобы не усложнять прокатную судьбу своего детища.
— У меня в картине никакой нецензурной лексики нет. Мат есть кое-где в песнях, которые там звучат. Но мы эти моменты запикали. Но мат не является вопросом самоцензуры. Есть законодательные акты, которые касаются этих вещей. Так что тут проблемы-то особо нет. Я вообще прекрасно обхожусь без матерщины. А для кого-то это важно.
— Вы состоявшийся режиссёр, но эту картину вам удалось снять с большим трудом, поскольку денег на неё никто вам давать не хотел. Если не ошибаюсь, сценарий «Русского беса» вы написали аж в 2011 году. За всё это время вам не хотелось плюнуть на режиссёрскую профессию? Руки не опускались?
— Да, руки иногда опускаются, ты находишься в унынии, что является грехом. Но в таких ситуациях спасают вера и надежда. И руки снова поднимаются, начинают кому-то звонить. Ты снова бьёшься за свою идею, ищешь какие-то возможности. Но это жизнь. Она как река: сегодня полноводна, завтра пересыхает, послезавтра замерзает.
— Судя по сборам в кинотеатрах, российское кино находится на подъёме. Государство активно поддерживает киноиндустрию, отечественным фильмам в первую очередь дают зелёный свет. С другой стороны, есть масса примеров, подобных вашему, когда талантливые режиссёры вынуждены собирать деньги на кино по копейке. Почему так происходит?
— Государство, как правило, поддерживает коммерческие фильмы. Такой «поп-корн стайл». Чтобы поднять индустрию, насколько я понимаю, нужно думать в первую очередь о массовом зрителе. Нужно создавать отечественную альтернативу голливудским блокбастерам. Но необходимо, чтобы цвели разные цветы. И правильнее было бы поддерживать кино совершенно разное. Я надеюсь, что со временем ситуация всё-таки исправится.
«Я снимал чёрную комедию»
— Я правильно понимаю, что изначально вы не пытались снять коммерческий фильм? Кино-то получилось вполне зрительское...
— Я пытался снять коммерческое кино. Но в моём понимании зрительская картина — это одна история, в понимании чиновников — совершенно другая. «Русский бес» — это жанровое кино. Я пытался снять триллер, детектив, чёрную комедию. Я надеюсь, широкий зритель нашу картину всё-таки увидит. К тому же есть примеры, когда, казалось бы, камерное, авторское, фестивальное кино собирало в кинотеатрах хорошие деньги. Взять фильм «Довлатов» или «Аритмию» Бориса Хлебникова. Очень хотелось бы попасть в эту струю и в очередной раз доказать скептикам, что авторское жанровое кино тоже может быть конкурентоспособным и коммерчески успешным.
— Одну из главных ролей в картине исполнили вы сами. Не нашли подходящего актера?
— Да не в этом дело! Просто никто не согласился сниматься бесплатно. Кому я только ни предлагал эту роль, но все отказались.
— Не понял... А что, остальные актеры снимались бесплатно?
— Конечно! Бюджет был микроскопический. Я даже думал уже снимать фильм на телефон, но в итоге ограничился тем, что сэкономил на искусственном освещении. Я обращался и в Фонд кино, и в Минкульт, и к частным продюсерам. Все отказались. А если кто-то и соглашался, то потом менял свое решение.
— А правда, что некоторые актеры сами платили деньги за то, чтобы сняться в той или иной роли?
— Все так, но с одной поправкой. Речь идет лишь об одной сцене. О сцене ограбления банка. Все желающие могли приобрести себе за определенную сумму право сыграть эпизодическую роль. В этой сцене абсолютно все, кроме Макаревича и Виторгана, — это те, кто нас материально поддержал.
— Ваш фильм был показан на «Кинотавре» в один день с новой картиной Александра Гордона. Говорят, вы с ним чуть ли не за одной партой сидели. Это правда?
— Абсолютная правда. Вместе учились, сидели за одной партой. Кроме того, в девятом классе, когда я решил попробовать снять короткометражку, Гордон был моим оператором. А потом он играл в моем первом студенческом фильме «Красные слоны». Мы всю жизнь с ним были одноклассниками, друзьями, соперниками, коллегами. Есть в этом какая-то странная мистика. Ну что ж, жизнь вообще — удивительная штука.