«Фабрика звёзд» Сергея Дягилева: кого прославили «Русские сезоны»

Сергей Дягилев. 1907 год. © / РИА Новости
Семья Дягилевых: Сергей Дягилев (справа), Елена Валериановна Панаева — вторая жена отца, заменившая Сергею мать, брат Юрий (в центре), отец — Павел Павлович и Валентин Дягилев. 1885 год. Фото: РИА Новости

Потомственный дворянин Сергей Дягилев закончил юридический факультет, но связал свою жизнь с искусством и за несколько лет заставил весь мир узнать, что такое русский балет, опера и живопись, а его «Русские сезоны» «взорвали» весь Париж. Первые гастроли отечественных музыкантов, которые он организовал за границей, принесли убыток, но это лишь раззадорило Дягилева — в следующем году он сделал ставку на балет — и не прогадал. Импресарио всегда привлекал к работе только лучших из лучших: музыку для его балетов писал Игорь Стравинский, хореографию ставил Михаил Фокин, в его спектаклях пел Федор Шаляпин, танцевали Анна Павлова и Вацлав Нижинский, а декорации оформляли Наталья Гончарова и Пабло Пикассо — эскизы последнего Дягилев бросал на пол и топтал, если они его не устраивали.

   
   

В 142-ю годовщину со дня рождения Сергея Дягилева АиФ.ru рассказывает о некоторых русских артистах, которые стали всемирно известными благодаря блистательному антрепренеру.

Анна Павлова

Балерина Анна Павлова в балете Минкуса «Дон Кихот». 1913 год. Фото: РИА Новости

В Российской империи балерина Анна Павлова была настоящей звездой ещё до знакомства с Дягилевым, а вот мировую известность ей принесло участие в его «Русских сезонах» в 1909 году — после этого танцовщица объездила с гастролями весь мир. Кстати, эмблемой дягилевских «Сезонов» стала афиша работы Валентина Серова с силуэтом танцующей Павловой.

«Умирающий лебедь» Русского балета. Судьба великой балерины Анны Павловой. Читайте в статье>>

Александр Бенуа

С выдающимся художником Сергей Дягилев был знаком еще до того, как организовал первое мероприятие за границей: вдвоем они основали в конце 1890-х художественное объединение «Мир искусства» и выпускали одноименный журнал на родине. Их сотрудничество продолжилось и за границей: работы Бенуа экспонировались на выставках русских живописцев, которые Дягилев организовывал в Париже, Венеции, Берлине и Монте-Карло. Также художник оформлял спектакли «Русских сезонов» и поражал французов декорациями и костюмами.

«Художественные письма» Александра Бенуа. Жизнь в картинах>>

Фёдор Шаляпин

До участия в «Русских сезонах» легендарный певец уже бывал за границей — выступал в миланском театре La Scala в 1901 году и произвел триумф. Но после того, как Шаляпин спел в первом же дягилевском концерте в Париже, об артисте заговорил весь мир, а спустя год оперный спектакль «Борис Годунов», в котором бас исполнил заглавную партию, еще больше укрепил его успех (оперу также показали во время «Русских сезонов»). В это же время начались гастроли Шаляпина в Нью-Йорке, Берлине, Буэнос-Айресе.

   
   

История любви: Фёдор Шаляпин и Иола Торнаги. Читайте в статье>>

Игорь Стравинский

Талантливого композитора Дягилев «нашел» на премьере его сюиты «Фавн и пастушка» и через какое-то время предложил ему сотрудничество. Союз музыканта и антрепренера продолжался несколько лет — за это время Стравинский написал для «Русских сезонов» 3 балета, которые прославили его на весь мир: «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная».

«Чтобы творить, нужная сила». 10 цитат Игоря Стравинского о жизни и музыке. Читайте подробнее>>

Сергей Дягилев и Фёдор Стравинский. 1921 год. Фото: РИА Новости

Леон Бакст

Вацлав Нижинский в сцене из балета Николая Римского-Корсакова «Шахерезада». 1910 год. Фото: РИА Новости

Русский художник Лев Розенберг (он же Леон Бакст), который совершил революцию в сценографии своими «сказочными» и роскошными декорациями и костюмами, стал ведущим оформителем «Русских сезонов»: он работал с такими балетами, как «Клеопатра», «Шахерезада», «Карнавал», «Нарцисс» и «Дафнис и Хлоя». Но широкая известность пришла к художнику ещё раньше: когда он примкнул к дягилевскому «Миру искусства», его работы начали «путешествовать» по заграничным выставкам, которые устраивал известный антрепренер, и публиковаться в «мирискусническом» журнале.

Михаил Фокин

Молодого хореографа Дягилеву представил его друг Александр Бенуа. Оценив потенциал танцовщика, антрепренер предложил ему отправиться в Париж и заниматься постановками Русского балета. Тот согласился и показал французам спектакли, которые уже «опробовал» на санкт-петербургской публике: успех был ошеломляющим. Все артисты балеты, задействованные в постановках Фокина, стали звездами международной величины (Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина), а «окрыленный» балетмейстер принялся за новые спектакли.

Вацлав Нижинский

Русский танцовщик польского происхождения тоже сделал громкую карьеру, благодаря Сергею Дягилеву: вначале он был одним из ведущих артистов в труппе балета, а затем антрепренер начал «продвигать» Нижинского на должность балетмейстера — хотел заменить им Фокина. После женитьбы новоиспеченного хореографа его сотрудничество с Дягилевым прекратилось; он пытался продолжить карьеру постановщика, но такого успеха, как в «Русских сезонах», уже никогда не смог повторить.

Участники «Русских исторических концертов в Париже» в гостях у композитора Сен-Санса. Париж, 1907 год. Фото: Commons.wikimedia.org