Элина Быстрицкая: «Для того чтобы жить, надо знать, чего ты хочешь»

Элина Быстрицкая. © / Владимир Вяткин / РИА Новости

Честь - никому 

Ольга Шаблинская, «АиФ»: Элина Авраамовна, сейчас очень много дебатов на тему, из-за чего Запад настолько ополчился против России. И вправду, почему нас так не любят?

Досье
Элина Быстрицкая. Родилась в 1928 г. в Киеве. Народная артистка СССР. Во время войны училась на курсах медсестёр, работала в госпитале. С 1958 г. - в труппе Малого театра. Сыграла в картинах «Неоконченная повесть», «Тихий Дон», «Добровольцы» и др.
   
   

Элина Быстрицкая: А за что нас любить?! Что мы хорошего делаем у себя, чем мы так знамениты сейчас, чтобы нас уважать, чтобы хотеть нас повторять? Дети любят родителей, потому что видят, что родители делают хорошие дела. Но я сейчас не о том, что надо пример другим странам показывать. Мы должны думать о самих себе, о том, как сделать лучше своему коллективу, своему городу, своей стране, своим людям, своему народу.

Какой может быть национальная идея для такой большой страны, как наша? Любовь! Любовь не к определённому человеку, а любовь к жизни. Тогда люди будут делать что-то хорошее. Любовь - если это действительно любовь, а не слова - это поступки. 

- Но многие сегодня говорят: «А что мы можем сделать? От нас ничего не зависит».

- Всё зависит! В СССР была определённая идеология, и все на своих местах старались создать что-то полезное. Человек получает жизнь для того, чтобы кем-то стать. Для этого нужно приложить максимально возможные усилия. Это и есть борьба за честь: нельзя воровать, нельзя врать и т. д. Мы (да и никто в мире!) без идеологии не можем. Для того чтобы жить, надо знать, чего ты хочешь. А если человек ничего не хочет, то ему и жить не надо.

- После распада Союза и крушения коммунистических ценностей подразумевалось, что за идеологию общества, за его цели и ценности будет отвечать Церковь. Но этого не случилось, люди дезориентированы...

- А что тут ориентиры искать? История наша, если в неё заглянуть, должна нас научить: лучше, чем мир, ничего нет. Мир не в смысле обширного пространства, а в смысле взаимоотношений. И в семье, и с другими народами.

   
   

- В Кремле был вечер, в котором вы принимали участие, по­свящённый 45-летию фильма «Офицеры». Лично для вас в чём заключаются такие понятия, как офицер­ская честь, патриотизм?

- Мне мой отец объяснил жизнь в четыре акта: душу - Богу, сердце - женщине, жизнь - Отечеству, честь - никому. Мне кажется, это кредо подходит для каждого. Отец был очень хорошим специалистом - военный врач-инфекционист. И честь он понимал как главное достоинство. 

Какой мне запомнилась война? Запомниться она могла тем, кто попал случайно на 5 минут в военную обстановку. А я 4 года в этом была...

Самый ли это страшный период в моей жизни? Он был самым трудным - это правда: и действующая армия, и глубокий тыл. 

А патриотизм... Как-то воспитывать его невозможно. Есть хорошая песня - «С чего начинается Родина», там очень всё подробно сказано об этом чувстве. Дети видят, когда родители любят землю, на которой живут. В понятие «патриотизм» заложено множество составляющих - это труд, чистота в доме, гости, которые приходят с хорошими словами, твои друзья-одно­летки. У меня есть подруга, с которой мы всю жизнь вместе, наши мамы дружили и в роддоме вместе лежали. И мы до сих пор дружим, через всю жизнь прошли, через множест­во лет. Из всего этого и складывается любовь к Родине.

- Как считаете, сегодняшние проблемы могут помочь нашим гражданам объединиться так же, как тогда?

- А я не провожу этих параллелей, они неуместны. Какие потери у нас были в Великой Отечественной, вы знаете? Как можно говорить о сравнении, о чём вы? Тогда было очень трудно всем - и тем, кто был на фронте, и тем, кто был в прифронтовой, и тем, кто находился в тылу и даже в глубоком тылу. Поэтому и объединились. Когда всё хорошо, никто не будет объединяться, потому что и так хорошо.

- Один знаменитый актёр сказал в интервью «АиФ»: «Когда всё время говорится о курсе евро и доллара, это последняя стадия распада общества. Будто людям не о чем больше поговорить».

- Меня тоже это раздражает, так же, наверное, как и любого нормального человека в России. Действительно, все разговоры о долларах, о е­вро, даже не о рублях! Никогда у нас раньше такого не было. Но я не считаю, что «такова жизнь». Если в обществе что-то идёт не так, если главная тема лишь одна - деньги, то с этим надо бороться, нужно занимать людские умы чем-то другим - умным и полезным. Понятно, что сегодня в нашем государ­стве работать бесплатно никто не хочет. А было время, когда многие трудились, не думая о том, сколько за это заплатят. Почему? Потому что им было интересно! Создавать и свершать новое действительно интересно, это увлекает. Значит, нужно в учебных заведениях возрождать интерес к профессиям и так преподносить знания, чтобы молодой человек думал о деле, а не только о том, сколько оно ему принесёт. 

Ликбез для бандитов

- Элина Авраамовна, многие годы вы посвятили работе в Малом театре, картины, в которых сыграла Быстрицкая, давно вошли в сокровищницу российского кинематографа. А по поводу современной культуры у вас какие мысли?

- Когда сегодняшние фильмы смотрю, думаю: боже, какое несчастье! Не умеют делать, а делают. Современные сериалы - это же ликбез для бандитов. Нам показывают, как можно совершить убийство. Причём с массой подробностей, как это делается. Кому это надо вообще?! Почему не думают о том, что это смотрят подростки, юные души, которые ещё многого не знают?!

Подобное положение вещей связано с устройством нашего телевидения. Есть каналы, которыми руководит одна личность. И личность эта не имеет такого широкого круга знаний, который необходим, чтобы определить, что можно, а чего нельзя показывать. 

Я думаю, что сегодня не хватает художественного совета. Но в него не могут входить лишь начальники, которым дано право закрывать, менять, выбрасывать. В него должны войти люди, которые что-то уже создали в культуре и вправе обсудить с телевизионным начальством, что можно разрешить к показу, а что нет.

Я сейчас говорю о художественном уровне, а не о границах в творчестве. Никто не может определять границы свободы. Иначе какая ж это свобода, если кто-то определяет границы?!  

- Элина Авраамовна, время сейчас непростое... А душу народной артистки Быстрицкой что сегодня радует? 

- У меня дома сегодня такие радости маленькие, хорошенькие - два карликовых шпица. Обе девочки - рыжая и чёрная. Характеры совсем разные. Одна - принцесса: принимает ласку, вкусные кусочки с таким видом, как будто делает мне одолжение! Я ей дала имя Пуля - с такой скоростью бегает, что впечатление, будто по воздуху летит! А вот Ася совсем другая - я её погладила, и она уже готова меня расцеловать. Кстати, вчера обнаружилось, что они подрались. Ну что тут скажешь - девочки! Но вообще собаки у меня всегда душевные...