«Дом Элвиса меньше моего». Эмин Агаларов оценил песни и поместье Пресли

Эмин Агаларов. © / Из личного архивa

Эмин Агаларов в интервью aif.ru рассказал о своем знакомстве с Энгельбертом Хампердинком, Присциллой Пресли, альбоме песен Элвиса, новом международном фестивале с участием иностранцев и россиян, а также о том, чем его поразило поместье короля рок-н-ролла «Грейсленд».

   
   

Владимир Полупанов, aif.ru: 9 февраля вышел ваш альбом Now or Never, в котором вы перепели любимые песни Элвиса Пресли. Вы рассказывали, что кассету с песнями Элвиса вам подарила мама. Это так?

Эмин Агаларов: Так. Мне было 12 лет. На той кассете были песни молодого Элвиса — 1955-57 годов. И я сразу подсел на эту музыку. А когда я впервые вместе с родителями оказался в Америке лет в 14, осуществил мечту — попал в большой магазин, где продавались виниловые пластинки, кассеты и CD. Все деньги, которые были у меня, я потратил на музыку, в том числе и Элвиса Пресли. В итоге не сразу, но приобрел все его альбомы. После прослушивания я окончательно понял, что мне нравится Пресли последних 7 лет — с 1970 по 1977-й. В песни, записанные глубоким голосом зрелого артиста, я влюбился на всю жизнь. Большая часть песен, перепетых мной, из последнего периода его жизни.

— Элвиса называют «королем рок-н-ролла». У него много темповых рок-н-роллов. Но большинство записанных вами песен, это баллады. Почему?

— В рок-н-ролл можно заложить задор. Нужно технически быстро исполнить текст под ритмичную музыку. А в балладу ты можешь внести больше эмоций. Мне это очень близко, можно судить об этом даже по моим русскоязычным песням. Так сложилось, я люблю баллады.

Поэтому вместе с продюсером Дэвидом Фостером (обладатель 16 наград «Грэмми», из них три — в номинации «лучший продюсер года», работал с группой «Чикаго», Лайонелом Ричи, Мэрайей Кэри, Барброй Стрейзанд, Уитни Хьюстон, Селин Дион и др. — прим. ред.) мы и записали преимущественно баллады Элвиса, сочиненные большими авторами. В частности, песню Криса Кристофферсона Help Me Make It Through the Night. Эту песню, помимо Элвиса, перепевали и Энгельберт Хампердинк, и Том Джонс. Похожая история случилась с My Way — Пол Анка заимствовал ее у французов (в 1969-м Пол Анка написал английский текст к французской песне «Comme d’habitude», первым исполнителем англоязычной версии стал Фрэнк Синатра — прим. ред.). Эту песню поют и сам Пол Анка, и Том Джонс, и Хампердинк, и Элвис ее спел. К чему я это говорю? Песни Элвиса сформировали мой музыкальный вкус. Они всегда звучали у меня в машине, благодаря чему я знаю все тексты песен последнего периода его творчества наизусть.

   
   

— Какое отношение Фостер имеет к Элвису Пресли?

— У Фостера есть своя история с Элвисом. Дэвид был женат на последней девушке Элвиса Линде Томпсон. Он мне говорил: «Я прожил с Линдой Томпсон 20 лет. Каждый год в день рождения и день смерти Элвиса у нас дома была масса камер и журналистов, которые задавали один и тот же вопрос: «Расскажите, какой Пресли был офигенный?» Кстати, Фостер в свое время познакомил меня и с Присциллой Пресли. Как-то в Лос-Анджелесе мы отправились на ужин с Фостером, и я ему опять все уши прожужжал по поводу Элвиса. А утром проснулся в гостиничном номере от звонка с неизвестного американского номера. Нежный женский голос произнес: «Хелло, это Эмин? Это Присцилла Пресли. Дэвид о тебе отзывался как о хорошем парне. Не хотел бы ты посетить Грэйсленд?» — спросила она. «Я могу приехать прямо сейчас», — сказал я. Тут же купил билет и полетел в Мемфис...

Когда мы соприкоснулись с самим материалом, выяснилось, что песни Пресли не так-то просто спеть. Думаешь: «А что тут такого? Я тоже так могу». Когда поешь в караоке, кажется, что это все легко. А когда начинаешь разбирать каждую песню «на запчасти» в студии, понимаешь, насколько эти великие артисты были впереди времени. Не имея возможности записывать все по фразам, а потом «монтировать», выравнивать голос, они записывали все одним дублем, особенно в 50-е и 60-е годы. И с Дэвидом мы решили применить этот метод записи. Иногда мы делали по 8 дублей, чтобы найти нужный вариант. Дэвид из разных дублей «монтировал» один, а потом давал мне послушать и говорил: «Послушай, как тебе надо спеть». Потом мы делали еще 8 дублей. И Дэвид опять собирал из них одну версию. В итоге он мне признался: «До этой записи к Элвису я относился довольно поверхностно. Но он абсолютный гений. У него идеальные ритмика, интонирование. Он сам чувствовал, как надо спеть ту или иную песню». А мне для этого нужно тренироваться и иметь продюсера в студии.

— Смотрели ли вы фильм «Элвис» (2022 г.)?

— Безусловно. Считаю, что это один из самых лучших фильмов про мегазвезду.

— Люди, обладающие большими талантом, популярностью и деньгами, чаще всего несчастны. И живут они недолго. Почему?

— Это факт. Можно вспомнить не только Пресли, но и Высоцкого, Меркури, Леннона. Муслим Магомаев ушел со сцены в 56 лет. И 10 последних лет жил затворником, запершись у себя в квартире. Думаю, не от большого счастья. Эти люди загнаны в стены собственного успеха. Чем успешнее и популярнее человек, тем в меньшем пространстве он вынужден существовать. Человек не может просто прогуляться по улице. Обычно успех бывает губителен и для личной жизни. Такие люди часто одиночки. Большие деньги, вообще, не имеют никакого отношения к счастью. Ты можешь купить дом, машину, яхту, самолет. Это инструмент для решения бытовых вопросов. Но счастье не купишь.

— Чем вас поразило поместье Элвиса Грейсленд?

— Когда смотрел виртуальный тур по Грейсленду, мне он казался масштабным, огромным. Но когда я приехал туда, то испытал чувство близкое к разочарованию. Мегазвезда Пресли жил в доме, который меньше моего. Мне даже стало как-то неловко. Убранство самого дома очень стильное и уютное. Когда ты ходишь по дому и понимаешь, что на этом диване Элвис сидел и смотрел телевизор, дух захватывает.

— А на этом унитазе он умер...

— Туда, кстати, не пускают. В спальню тоже нельзя. Пресли и Магомаев сформировали мой музыкальный вкус. Поэтому на базе опыта работы с Фостером я взялся за переработку песен Муслима Магомаева. Понял, что теперь мне это по силам. Когда слушаю некоторые песни Элвиса, понимаю, что несмотря на то, что это круто спето, само звучание за эти 50 лет сильно устарело. Хочется слушать ту же музыку с тем же голосом, но с современным звуком. Поэтому опыт, полученный в работе над песнями Элвиса, я попытаюсь переложить на работу с песнями Муслима Магомаева. Хочу взять знаковые его песни, такие как «Мелодия», к которым никто не прикасается, потому что по вокалу их сложно вытянуть. Я нашел способ донести эти песни в своей интерпретации, ни в коем случае не конкурируя с Магомаевым. На Новый год я пел разные песни на разных телеканалах, где-то дуэт с Jony, где-то сольно, а также исполнил «Синюю вечность», которую меня попросили исполнить на телеканале «Россия 1». Она практически сразу набрала полмиллиона просмотров. Значит, эта музыка по-прежнему любима народом. Это меня еще больше подтолкнуло на написание альбома. Поэтому я неслучайно взялся за эти песни и обязательно доделаю этот альбом в этом году. Договорились с Тамарой Ильиничной Синявской, что она будет принимать у меня эту работу. Для меня безумно ценно ее участие в этом.

Грейсленд. Фото: Commons.wikimedia.org

— В нашей стране принято петь по-русски. Вы ведь начинали как англоязычный исполнитель, но в итоге все равно пришли к песням на русском языке. А для англоязычной публики российско-азербайджанский певец все равно не станет своим. Просчитывали ли вы аудиторию, на которую рассчитан ваш новый альбом?

— Логичный вопрос. Я не ищу коммерческую выгоду от этого альбома. Для меня это в чистом виде творчество. Что касается российской аудитории, то здесь немало тех, кто слушал меня, когда я начинал как англоязычный исполнитель. У нас достаточно людей, которые любят качественную англоязычную музыку.. Для них этот альбом будет хорошим сюрпризом.

За наследие Элвиса никто полноценно не брался даже на Западе. В один прекрасный день Фостер прислал мне список песен Пресли и написал: «Если бы я и взялся за переработку песен Элвиса, то вот за эти». «Почему именно эти?» — спросил я. «Потому что за них никто никогда не брался», — ответил он. Их перепевали не очень известные артисты, в основном «пародисты», которые не пытались внести свою стилистику в исполнение. Так, как подошли мы к этой работе, никто не подходил. Фостер мне сказал, что к этим песням можно прикасаться, если у тебя есть свой узнаваемый тембр голоса и, если ты сможешь спеть их так, как их не привыкли слышать.

— Вы отправляетесь в большой тур по России. Будете «мучить» русскоязычную публику песнями на английском?

— Мой тур не привязан к выходу альбома. Мы поедем с обновленной программой на русском языке, которую никто еще не видел. Понимаю, что наш зритель ждет от меня песен на русском, поэтому не буду «мучить» людей песнями Элвиса, исполню 4-5, а вся остальная программа будет состоять из моих русскоязычных хитов, которые знают и ждут. Но открывать концерт я буду песней Элвиса (смеется). Осенью, а может, в следующем году мы планируем мировой тур, где будут доминировать англоязычные песни, и будет всего 3-4 песни на русском. Может быть, поедем в этот тур вместе с Дэвидом Фостером.

— Фостер, наверняка, запросил большой гонорар за свою работу?

— Для него это был чисто спортивный интерес. Он работал с таким количеством именитых артистов с мировыми именами, что какие-то пару сотен тысяч долларов от Эмина Агаларова вряд ли бы его заинтересовали. Мы сделали очень качественную работу, для меня это предельный максимум моих возможностей.

— 31 января вы презентовали альбом в Лондоне. Как все прошло?

— Прекрасно! Прилетал Энгельберт Хампердинк, с которым мы дали множество совместных интервью.

— Как он появился в вашей жизни?

— Мы познакомились в Баку на «Евровидении», когда он представлял Великобританию, а я выступал как специальный гость конкурса. Я подошел к нему в лобби отеля, где он жил и сказал, что являюсь его большим фанатом. У нас с Муслимом Магометовичем была такая забава: мы ставили My Way в исполнении Тома Джонса, Фрэнка Синатры, Энгельберта Хампердинка и разбирали, кто и как поет ее. Магомаеву нравился Синатра, а мне версия Хампердинка. Он оказался теплейшим человеком,. И с Элвисом он дружил много лет. Тогда при знакомстве в Баку я обратил внимание — у него на шее висело золотое ожерелье с молнией и английскими буквами TCB (Пресли дарил это ожерелье друзьям в знак дружбы и уважения. Takin'; Care of Business («забочусь о бизнесе») — девиз музыканта и его окружения, известного как «Мемфисская мафия» — прим. ред.). «А это у тебя откуда?» — спросил я. «Откуда ты знаешь, что это такое? Это мне Элвис подарил», — сказал он. Хампердинк признался, что надевает это ожерелье на удачу во время знаковых событий. Он утверждает, что первым отрастил бакенбарды, а Элвис перенял это у него. Если мы с ним пересекаемся в одном городе — всегда встречаемся. Раньше он часто бывал в Москве с частными выступлениями, сегодня приходится встречаться за границей, как это было в Лондоне.

— Также в альбоме есть дуэт с американской певицей, экс-участницей группы The Pussycat Dolls Николь Шерзингер. С ней как удалось найти контакт?

— Ее тоже продюсировал Дэвид Фостер. И он меня с ней познакомил. Дэвид сказал: «Она твоя копия только в женской юбке». Среди дуэтов в альбоме есть и песня с супругой Дэвида Кэт МакФи. Я сказал Дэвиду: «Если я не спою с твоей женой, альбом будет неполноценным». Кстати, и Хампердинк, и Шерзингер, и Кэт Макфи приедут летом в Баку на мой новый фестиваль Dream Fest.

— У вас был фестиваль «Жара», который вы раскручивали много лет. Почему решили сменить раскрученное название?

— На международной арене и в Баку теперь будем проводить Dream Fest. Появилась возможность сделать фестиваль международного уровня, расширить его географию, где будут принимать участие и иностранные, и российские звезды. Канал и радио продолжают работу в России, также есть премия «Жара Music Awards», которая, кстати, пройдет уже 4 апреля и т. д.

— Кто из иностранцев будет выступать в этом году?

— 27 июля будет вечер Дэвида Фостера, в котором примут участие Энгельберт Хампердинк, Николь Шерзингер, Катарина Макфи. В основном там будут звучать песни Фостера, за которые он получал «Грэмми». Дэвид к тому же и сам неплохо поет. Это будет фантастический вечер для любителей качественной музыки. Также среди иностранных звезд у нас уже подтверждены Gipsy Kings, Thomas Anders, Rafet EL Roman, Imanbek, Craig David. Ведем переговоры с Loreen, Jack Savoretti, Bosson, Seal и другими.

Думаю, ближе к лету таких участников у нас будет под 200. Российские артисты тоже будут. По трансляции мы ведем переговоры с НТВ, и вместе думаем над концепцией нового фестиваля. Сначала поймем, кто из артистов участвует, а потом будем формировать их в концертные блоки. К моему большому счастью, в этом году нас появилась возможность всех звезд поселить в моем жилищно-курортном комплексе Sea Breeze Resort на берегу Каспийского моря. Помимо проживания, у артистов будет возможность пользоваться всеми благами инфраструктуры — пляжами, 20 ресторанами, спа-центрами, фитнес-залами. Звезды будут удивлены приватными виллами площадью 400 кв метров со своими участками. Я знаю, что для успешного проведения фестиваля важно сделать все, чтобы и артистам, и зрителям было комфортно. Я постараюсь сделать так, чтобы все захотели снова к нам приехать. Ведь собрав такое количество разных крутых артистов, должно получиться действительно что-то удивительное и грандиозное.

— Артисты, наверняка, будут получать большие гонорары, и билеты будут стоить дорого?

— У Дэвида Фостера есть контакты со всеми большими артистами, тут он мне тоже помогает. С кем-то у меня есть отношения, как например, с Дженнифер Лопез, с которой мы тоже ведем переговоры. У таких артистов утяжелились условия, выросли гонорары и требования. Нужно решать много технических вопросов.

— Если не секрет, какую музыку вы слушаете в машине?

— В основном музыку артистов, которые творили, когда я и мои ровесники еще не родились — Хампердинка, Пресли, Магомаева, либо красивую классическую музыку. Но мне нравятся и современные песни, например, Максима Фадеева «Стану ли я счастливей», у Гриши Лепса есть несколько песен, которые я очень люблю и с удовольствием слушаю, нравятся песни Zivert. Она поет на русском языке с английским акцентом. В этом есть своя прелесть. Также слушаю близких ребят Jony, Bahti.