Когда Сергей Урсуляк только приступал к съёмкам сериала по роману Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», и руководство канала «Россия», и сам режиссёр осторожно говорили: проект этот очень рискованный. Оправдался ли риск?
Т. Махотина, Московская обл.
Отвечает Даниил Дондурей, культуролог, главный редактор журнала «Искусство кино»:
Мне кажется, что этот фильм замечателен тем, что основная его тема - проблема внутреннего раскрепощения человека, а также сохранение человеческого в нём. Внутренняя свобода является важнейшим ресурсом развития страны, хотя именно он у нас сегодня в загоне. Ни в каких программах, ни в каких документах такой «ерунды», как развитие личности, вы не прочтёте.
Сериалы сожрали всё!
Мы живём в сериальную эру. В России сегодня производится порядка 200 названий. Конкуренцию по массе сериальной продукции нам может составить только Китай. Телесериалы в России сначала съели европейские сериалы, потом американские, потом латиноамериканские, потом - святая святых - советское кино, а современное российское вытеснили глубоко в ночь. И в ближайшие два года, по мнению таких экспертов, как Константин Львович Эрнст, дожуют американское кино. Не хочу произносить слова «саранча», «наркотик», но сериалы превратились во что-то такое, на что уже давно подсел российский зритель.
На фоне современной российской сериальной продукции «Жизнь и судьба», конечно же, очень выделяется. Прежде всего потому, что в основе его лежит великий роман Гроссмана. Велик он тем, что он рассказывает о любви человека к Родине, несмотря на ад советской жизни. Невероятную любовь, жертвенность, способность защитить человеческие отношения, детальную прорисовку характеров - это всё мы видим и в сериале. Это сохранение человеческого в человеке, несмотря на то что жизнь в миллиардах случаев этому не способствовала.
Актёрские работы замечательные. А работа Сергея Маковецкого, сыгравшего здесь физика Штрума, - выдающаяся. Маковецкий здесь первый во всех смыслах - и по количеству пребывания на экране, и по мастерству, и по важности раскрытия такой судьбы и истории страны. Урсуляк в одном фильме смог очень объёмно вывести разные социальные группы - от учёного до довольно простого парня - полковника Новикова. Из этих разных слоёв, социальных срезов складывается многофигурная композиция. Это настоящая эпопея (как, собственно, это и задумывал Гроссман)
Прекрасные характеры, замечательные актёры, большие деньги, отсутствие сериальной экономии - это всё чувствуется. Дело в том, что сериал у нас должен окупиться с первого показа, - таковы законы телевидения в России. Поэтому он не может стоить так дорого, как фильм для кинотеатра. Это не 3-7 млн долл. (бюджет среднего российского фильма), не 45 млн, как у Никиты Михалкова, и не 35 млн, как в будущем фильме Фёдора Бондарчука. Но в «Жизни и судьбе» нет невидимой зрителям гонки за дешевизной, когда военные действия показываются на уровне сцен с участием трёх-четырёх человек, а битвы разыгрываются в павильонах площадью 100 м². Здесь настоящее кино со всеми его возможностями - массовкой, спецэффектами, военными баталиями, сложными интерьерами. При этом в сериале нет большого пафоса, помпезности, которая - что скрывать! - сопутствует работам наших режиссёров от Никиты Михалкова до Владимира Хотиненко. Ты веришь и в отношения людей, и в достоверность их быта, и в связи, которые судьба запутывает в тугой клубок.
Думать лень?
А вот дальше следует «но»… Это «но» - на уровне внутренних ощущений. Я помню роман. И, на мой взгляд, Эдуард Володарский, писавший сценарий к сериалу, при всём его высочайшем профессионализме всё-таки не был единомышленником Гроссмана. В романе есть довольно острые высказывания, оценки событий, которых постарались избежать авторы фильма. У писателя, в частности, больше претензий и к личности Сталина, к порядкам, царящим в обществе, к тому, чем занимались на фронте политработники, особые отделы, СМЕРШ, - как это всё мешало стране, нормальным людям, искренне её любящим. И как порядки эти вытаскивали из душ гнусность. Володарский же постарался купировать антисоветскую направленность романа (рукопись которого в начале 1960-х была арестована).
Но гораздо печальнее другое. У сериала, подобного «Жизни и судьбе», как показывают данные опросов, нет шансов соревноваться не только с «великими» коммерческими хитами типа «Глухаря», который приносит НТВ каждый пятый заработанный каналом доллар, но и с бесконечными «братанами», «волкодавами», «следами», где героями являются полицейские в роли преступников и преступники в роли полицейских. На такой сложный и очень качественный продукт, как сериал Урсуляка, не находится зритель. Людям скучно смотреть качественное, сложное, противоречивое. Не хочется думать, легче переживать «ну, так она соблазнила его или нет?», «он, узнав о неверности, оставил её живой?». Да, в первый день показа «Жизнь и судьба» получила долю в 20%. У «Жизни и судьбы» средняя доля получилась в 13%. С одной стороны, как я уже говорил выше, это хорошо. Это означает, что в стране ещё есть думающие люди. А с другой стороны, возникает грусть по поводу того, что миллионы зрителей отказываются это смотреть. Им это… скучно! И они переключаются на Андрея Малахова или «Комеди Клаб».