«Бывалый» скандалист. По чьей вине распалось трио из «Самогонщиков»

Короткометражка «Самогонщики», снятая Л. Гайдаем в 1961 г. © / Кадр из фильма

В начале 60-х годов короткометражные комедии Леонида Гайдая «Самогонщики» и «Пес Барбос и необычный кросс» подарили стране комедийное трио в составе актеров Евгения Моргунова, Георгия Вицина и Юрия Никулина. Моргунов играл Бывалого, Вицин — Труса, Никулин — Балбеса.

   
   

Зрители полюбили этот актерский ансамбль. В таком же составе они снялись еще в нескольких картинах Гайдая, вплоть до «Кавказской пленницы», на съемках которой случился конфликт режиссера и Евгения Моргунова.

«Что-то ты совсем мышей не ловишь»

По рассказам очевидцев, на съемках в Крыму Моргунов опоздал к началу своей смены, да ещё и пришёл подшофе, причем не один, а со стихийно образованной группой почитателей. Гайдай попросил посторонних покинуть площадку, а Моргунову сделал выговор. В этот же день во время просмотра отснятого материала Моргунов якобы бросил Гайдаю фразу: «Что-то ты совсем мышей не ловишь». До это актер уже не раз критиковал режиссера в присутствии съемочной группы. Но этот случай стал последней каплей. Гайдай выгнал Бывало прямого со съемочной площадки, заявив, что больше не собирается иметь с ним дела. Моргунов не воспринял это всерьез, ведь больше половины картины была отснята, куда денется Гайдай без его персонажа. Он сильно ошибся. Решение Гайдая было бесповоротным. Да, картина не была закончена. Но режиссер нашел выход.

В оставшихся эпизодах-сценах, где Бывалый несет холодильник и рулит машиной на горе Ай-Петри, Гайдай использовал дублера.

Надо сказать, что к тому времени и между самими артистами трио отношения уже были натянутыми. И все из-за высказываний Моргунова. Люди, знавшие этого актера близко, объясняли его поведение болезнью — сахарным диабетом. Как известно, из-за скачков уровня сахара происходят перепады настроения. Именно из-за болезни у Моргунова развился лишний вес. В своей первой заметной кинороли в «Молодой гвардии» он был стройным молодым человеком с густой шевелюрой. Но таким его мало кто помнил. Прославился же артист именно в образе Бывалого. На эту роль в фильме Гайдая его утвердил лично директор «Мосфильма» Пырьев. Никто не отрицал актерского таланта Моргунова, но вот в общение с ним в реальной жизни у коллег не раз выливалось в скандалы.

Евгений Моргунов в фильме «Молодая гвардия», 1948 г.  Кадр из фильма

Розыгрыш Никулина стоил дружбы с ним

То, что Моргунов считал шуткой, его коллеги называли хулиганством. Один из таких розыгрышей стоил ему дружбы с Юрий Никулиным, который в те годы был уже не только известным киноактером, но и директором Московского цирка на Цветном бульваре.

Моргунов был частым гостем на цирковых представлениях, причем приводил с собой по несколько знакомых. Однажды на контрамарке на два лица поставить перед цифрой два единичку и провел целую группу. Все это Никулин знал, терпел, но однажды и его терпению пришел конец.

   
   

Говорят, этот розыгрыш Моргунов придумал после того, как Никулин единственный из трио получил Государственную премию за участие в картинах Леонида Гайдая.

Моргунов подошел к зданию цирка, но не к служебной проходной, а к кассам, где всегда была огромная очередь. Актер специально загримировался, представился депутатом, рассказал, что общался только что с директором цирка товарищем Никулиным, который будет лично помогать всем желающим в вопросе с жилплощадью. Так, что если у кого-то есть потребность в получении, или увеличении жилплощади, обращайтесь к Никулину.

Когда сам жертва розыгрыша вышел из здания цирка, к нему кинулась толпа людей, они перебивали друг друга, обращаясь к актеру с просьбами. Очень скоро Никулин понял, кто устроил это светопредставление, и с тех пор зарекся общаться с Моргуновым. Также он запретил пускать Бывало без билета на представления со словами: «У нас своих клоунов хватает».

Реакция Никулина Моргунова сильно расстроила. Сам он ничего криминального в шутке не увидел. Правда, порой признавал, что характер у него резкий. С юности он отличался тем, что резал правду матку в лицо. Но были у него и положительные черты. Бывалый мог как жестоко разыграть, так и бескорыстно помочь. Именно Моргунов, будучи студентом, помог тогда еще никому неизвестному Сергею Бондарчуку. Моргунов подошел к профессору ВГИКа, режиссёру Сергею Герасимову, и стал уговаривать, как умел только он, «посмотреть солдатика». Герасимов раздраженно отмахивался: «Набор уже закончен!» — «Ну посмотрите, послушайте, пусть прочитает что-нибудь. Это же 5 минут!» Наконец, профессор уступил напору Моргунова, послушал... и взял солдатика во ВГИК без экзаменов. За этот поступок Бондарчук был признателен Моргунову всю жизнь. Он даже приходил к Гайдаю, пытаясь помирить режиссера с актером, но Гайдай уперся.

Удивил самого Шостаковича

А Леониду Броневому именно Моргунов помог получить квартиру в центре Москвы, недалеко от Кремля. А ещё он устраивал детей коллег в детский сад, пробивал места в больнице, звонил врачам, доставал лекарства, привозил домой продукты.

Моргунов обожал классическую музыку, часто посещал Московскую Консерваторию, сам играл на фортепьяно. Да-да, Бывалый играл Рахманинова, Бетховена, Баха, Моцарта. Снимаясь в «Молодой гвардии», Моргунов узнал, что музыку к фильму пишет Дмитрий Шостакович. И уговорил композитора прослушать его. Сыграл несколько классических произведений. Шостакович удивился: «Вам, юноша, обязательно нужно посвятить себя музыке». Композитор пообещал лично написать рекомендательное письмо профессору консерватории Василию Целиковскому, если молодой человек решит там учиться. Однако Моргунов в итоге выбрал кино. Но эту лирическую сторону Бывалого знали единицы.

На гастролях Моргунов обязательно старался попасть в местный краеведческий музей. Он любил и интересовался историей. Однако для большинства он так и остался Бывалым. Да и то на короткий период. После ссоры Моргунова с Гайдаем трио Труса, Балбеса и Бывалого развалилось. Жалел ли об этом сам Моргунов? Трудно сказать. Вряд ли он сам любил образ Бывалого, по сути, между ним и его персонажем было ничтожно мало общего, но по иронии судьбы именно этот образ намертво к нему приклеился.