«АиФ»: Как давно вы вместе поете?
Галина Конева: Петь в бурановском самодеятельном ансамбле я начала еще в конце 1960-х годов. Но тогда он объединял не только пенсионеров, но и молодых людей. Такие ансамбли, наверное, есть в каждой российской деревне.
Ольга Туктарева: Коллективу под названием «Бурановские бабушки» около 12 лет. С самого его основания я являюсь художественным руководителем. Как-то так само собой сложилось, собрались близкие по духу бабушки, которым было интересно вместе, которым не хотелось сидеть дома, а хотелось петь, выступать на сцене.
«АиФ»: Вы часто ссоритесь друг с другом или живете мирно?
Ольга Туктарева: Всякое бывает, что скрывать (улыбается). Недаром в народе говорят: старый, что малый. Наши бабушки тоже порой ведут себя, как дети. Но в тоже время они, как дети, очень быстро отходят, не могут долго друг на друга обижаться.
Галина Конева: Да уж, Ольге Николаевне не просто с нами приходится. Ее терпению можно только позавидовать (улыбается).
«АиФ»: Что для вас залог успеха?
Ольга Туктарева: Нас часто спрашивают, почему именно мы стали так известны и популярны, в чем секрет нашего успеха? Я думаю, что на этот вопрос даже искать не надо ответов. Если успех есть, значит есть. Оказывается, народная музыка интересна людям, пусть в такой урезанной, стилизованной форме. И люди не хотят отходить от своих корней.
«АиФ»: Молодежь приходит на ваши концерты?
Ольга Туктарева: Молодежь любит нас, а мы их. У нас в Бураново вся молодежь хорошая, все при деле. Многие школьники занимаются в сельском клубе: кто-то учится играть на музыкальных инструментах, кто-то участвует в театральных постановках, кто-то танцует. А на дискотеках в нашем клубе ребята танцуют под удмуртские песни, только осовремененные. Нам это очень нравится. В результате они не забывают родной язык, культуру. Мы, как нам кажется, своим творчеством тоже этому способствуем. Раньше молодежь думала: вышли бабки на сцену, значит затянут что-нибудь заунывное на два часа, а мы доказали, что может быть иначе.
«АиФ»: В каких вы отношениях с Интернетом? Планируете покорять соцсети? Наверняка вам есть что поклонникам рассказать!
Ольга Туктарева: Интернет в Бураново есть только в школе и кое у кого из местных жителей. Например, внуки одной из наших солисток – Зои Сергеевны Дородовой – сидят в Интернете. А так все бабушки с компьютером на Вы. Правда, я потихоньку осваиваю – работа заставляет. Я же директор сельского клуба. Так вот отчеты, написанные от руки, в районной администрации теперь не принимают. Приходится учиться, но мне это даже нравится. Может быть, оно даже и к лучшему, что бабушки не умеют пользоваться компьютером, что у них нет Интернета, а то такого бы про себя прочитали… Люди же разные, всякое пишут.
Алевтина Бегишева: Я знаю, что мы в социальных сетях есть, но этим занимаются другие люди из нашей команды.
«АиФ»: Сейчас вам легче стало творить и работать, благодаря пришедшей популярности?
Ольга Туктарева:Я бы не сказала, что сейчас стало работать проще, а раньше, когда о нас никто не знал, нам работалось тяжело. Лично для меня практически ничего не изменилось: работаю как работала, в Москву стала чаще ездить – это правда (улыбается).
«АиФ»: В Москву перебираться не планируете?
Галина Конева: Ни за что на свете, даже если будут сильно уговаривать! Что это за жизнь в Москве, вся жизнь в пробках проходит, а работать, а отдыхать когда?
Ольга Туктарева: Я не раз спрашивала московских журналистов, которые приезжали к нам в Бураново: «Ну, как вы в Москве расслабляетесь, где энергию берете?». А они мне: «Пришли домой, повалялись на диване с книжкой, вот и отдохнули». У нас же вышел за огород в лесок, погулял немного и сразу силы откуда-то берутся.
«АиФ»: Зачем вам все это: отборочные туры, «Евровидение»?
Ольга Туктарева: Я много раз отвечала, что мы не стремились к славе, популярности, что таких ансамблей, как наш, в стране сотни. Но судьбе было угодно, чтобы известными стали мы. Главная наша цель – построить на гонорары церковь в Бураново. А раз уж затеяли это дело, то сворачивать на полпути не в наших правилах. К тому же мы надеемся, что наша популярность станет стимулом для развития удмуртского языка. По данным последней переписи, число удмуртов за последние годы сократилось почти на 90 тысяч человек. Это меня, конечно, огорчает. Если человек удмурт, но не хочет говорить, что он удмурт, значит, что-то нужно делать.
«АиФ»: Песни других участников «Евровидения» вы уже слушали, знакомились с кем-нибудь?
Галина Конева: Если честно, мы не следим за тем, кто будет участвовать в «Евровидении». У нас на это просто нет времени. Знаем только про английского певца, который, как и мы, давно уже на пенсии (улыбается). Правда, не можем запомнить его имя и фамилию, уж больно они трудные.
«АиФ»: Какое место вы рассчитываете занять на конкурсе?
Ольга Туктарева: Главная задача для нас сейчас – достойно представить Россию. О победе не думаем. Хотя, конечно, хотелось бы занять высокое место.
Галина Конева: Место в конце второй десятки нас точно не устроит (смеется).
«АиФ»: Как ваши родные и близкие встречали вас домой с отборочного тура?
Галина Конева: Ой, это было так здорово! Только сошли с поезда в Агрызе, а там куча народу: родные, близкие, журналисты, конечно. А когда добрались до Бураново, у сельского клуба гремит духовой оркестр, нас все поздравляют, цветы дарят, в самом клубе накрыт стол. Приятно было до слез.
«АиФ»: А как попали на отборочный тур?
Ольга Туктарева: Впервые мы выступили в российском туре «Евровидения» в 2010 году, заняли тогда третье место. Это была идея нашего продюсера Ксении Рубцовой. Если честно, большинство из нас об этом конкурсе до того даже не слышали. А о том, что сами принимаем в нем участие, узнали незадолго до выступления. Ксения просто решила нас особенно не тревожить, вот и держала все в секрете практически до последнего момента. А когда в этом году она снова предложила нам попытать счастья на «Евровидении», мы после некоторых раздумий согласились. Сначала думали, что в одну воду дважды не входят, а потом решили, почему бы и нет? Для нас важно, чтобы об удмуртах и удмуртской культуре узнали во всем мире, чтобы народная песня сохранялась.
«АиФ»: Как вы видите свою творческую деятельность после выступления на «Евровидении»?
Алевтина Бегишева: Мы так далеко не загадываем (улыбается). Что будет, то будет. Но с музыкой расставаться не собираемся. Пока живы, будем петь и выступать. А где – в Кремле или на сцене сельского клуба – для нас не очень-то и важно.
Ольга Туктарева: Мы понимаем, что все в этом мире приходит и уходит. Сегодня «Бурановские бабушки» интересны миру, а завтра, возможно, появится кто-то еще, кто привлечет внимание общественности, и о нас забудут. Мы к этому готовы. Воспримем это как должное.
«АиФ»: Расскажите о своих костюмах, кто вам их делает?
Галина Конева: Моему платью и фартуку не меньше века. Они сшиты из льняной самотканной материи, наверное, поэтому так хорошо сохранились. Даже узоры на фартуке тканные, это не вышивка, как может показаться на первый взгляд. А вот платок совсем прохудился, я не раз его штопала. Еще бы, ему как минимум двести лет! Этот наряд мне, как и остальным бабушкам, достался по наследству от матери, а ей от ее матери, моей бабушки.
Ольга Туктарева: Многих интересуют наши нашейные украшения. Это мониста. Они, как и платья, передавались из поколения в поколение по женской линии. Чем больше на них серебряных монеток, тем богаче украшение. Но, к сожалению, серебро сохранилось не у всех. В годы войны многие его сдавали или обменивали на продукты. Поэтому у некоторых бабушек на монисте современные монетки.
Алевтина Бегишева: А на ногах у нас короткие вязаные чулочки, поверх них белоснежные носки – в давние времена удмуртки одевали их только по праздникам. В качестве обувки – лапти. Ботинки раньше были роскошью, купить их могли только состоятельные семьи. Поэтому большинство удмуртов ходили в лаптях.
Ольга Туктарева: Кстати, вяжет лапти нам муж Алевтины Геннадьевны. Раньше он никогда этим не занимался, но раз жена – артистка, пришлось освоить новое ремесло (улыбается). Лаптей, в которых я сейчас выступаю, мне хватило всего на год, поскольку выступлений было много. Пора новые заказывать.
Читайте полный текст онлайн-конференции: «Бурановские бабушки»: Наша главная цель – построить церковь в Бураново!