Борис Крюк: - Письма с вопросами раньше приходили мешками, а теперь ещё и по электронной почте. Сначала были вопросы, которые лежат на поверхности, - про Пушкина или Леонардо. Сейчас спрашивать об этом не имеет смысла, потому что знатоки знают наизусть каждый день их жизни. Любой знаток с лёгкостью назовёт до двадцати самых популярных фраз Черчилля, а таких черчиллей - сотни. Интересно, когда знатоки соображают, додумываются до правильного ответа.
Нужно, чтобы в поисках ответа знатоки не копались в своей памяти, а играли с этим вопросом. В нём должна быть игра.
Лариса Алексеенко, «ТВ-Гид»: - А часто попадаются глупые вопросы?
- Конечно. Их бывает много, до 70%. Хотя я их называю дурацкими.
- Попадают ли игроки впросак?
- У нас однажды попалась молодая команда знатоков, которая не знала, кто такой Тонино Гуэрра, его же в школе не проходят. Был про него вопрос, а они растерялись, не зная, что и ответить. Или другой пример. Была ситуация на игре, когда ответом на вопрос являлась картина «Бурлаки на Волге». И мне было страшно спросить знатока, кто автор картины. Услышав ответ, автора я не стал уточнять.
- Сам собой напрашивается вопрос о поколениях в игре. Какое оно, племя младое?
- Знатоки, что были двадцать пять лет назад, по сравнению с сегодняшними не тянут. Сейчас это профессионалы. Когда зарождалось движение, это были продвинутые студенты московских вузов. А сейчас играть в «Что? Где? Когда?» начинают с детства, проходят чемпионаты до десяти лет, до четырнадцати, до восемнадцати, взрослые. Можно представить себе уровень человека, который постоянно играет. По объёму знаний нынешние знатоки на несколько шагов впереди.
- На чьей вы стороне - знатоков или телезрителей?
- Всё зависит от игры. Однажды играла молодая команда. И она проиграла, но у меня поменялось к ней отношение после одного вопроса, который был признан лучшим в прошлой серии. Им дали портрет молодого Маяковского, и надо было по взгляду догадаться, что он делал в тот момент, когда Репин рисовал его. И их озарило. Они догадались, что он тоже писал портрет. Это нельзя знать, об этом можно только догадаться, почувствовать.
- Все новые шоу, появляющиеся в эфирах, быстро исчезают. А ваша интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» без малого сорок лет в эфире. В чём секрет?
- Наша программа - игра интеллекта. А интеллект - это не знание, а рождение новой мысли, которая появилась в процессе размышления и обсуждения. Вот именно этот процесс и есть самое увлекательное, что способно привлечь внимание зрителя в течение такого долгого времени.
- Ситуацию, которая сложилась сейчас на нашем телевидении, иначе как странной не назовёшь. Каналов много, а смотреть нечего.
- Я бы не был столь категоричен. Просто в наши дни сформировались группы людей, которые смотрят, как бы лучше сказать, программы по интересам. Есть определённые категории зрителей, которые смотрят «Дом-2» и дословно пересказывают все взаимоотношения героев, есть те, кто знает наизусть все сериалы СТС, есть поклонники «стрелялок» на НТВ, есть и те, кто с нетерпением ждёт бесконечные любовные истории на канале РТР.
- Неужели ничего приличного за последнее время не было?
- Я и все мои знакомые с удовольствием посмотрели программу «Голос». Но даже она была неровной. Пока шёл отбор исполнителей, было очень интересно, ведь создавалась интрига, а как только начали бросать монетку, всё превратилось в обычный концерт исполнителей, которых я пока не очень знаю. И всё-таки мне этот проект очень понравился.