Борис Гребенщиков: «Важно с достоинством проживать эти времена»

Борис Гребенщиков. © / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Владимир Полупанов, АиФ.ru: Вы запустили новый цикл песен (или это будет название альбома?) «Песни для Интересного времени»? Как мне кажется, любое время интересно, важно, чем ты его насыщаешь. Чем, по-вашему, интересны нынешние времена?

   
   

Борис Гребенщиков: Это отнюдь не новый цикл песен и не новый альбом; просто если во время вынужденной отсидки дома я могу чем-то обрадовать людей, то стараюсь это делать — поэтому каждый день записываю по старой песне и выставляю в Сеть. 

А теперешнее время интересно тем, что происходящее сейчас и в голову никому не приходило. А для меня это значит, что то, что происходит, нас чему-то учит: например, как в сложных обстоятельствах вести себя с достоинством и с уважением относиться к другим существам.

— Как вы относитесь к утверждению, что «после пережитого мир не будет прежним»? Банально вроде звучит. После трагедии 9/11 в США тоже были разговоры, что человечество не будет прежним. Проходит время, трагедии забываются, а уроков и выводов человечество не делает. И, как мне кажется, остается прежним. Или я ошибаюсь?

— Я что-то не помню, чтобы на человечество когда-либо действовали уроки истории; если есть сомнения — почитай Библию и увидишь, что ничего не меняется. Но отдельные люди могут меняться. Ради этого все в мире и происходит. 

— В Древнем Китае, утверждаете вы, было проклятие: «Да выпадет тебе жить в интересные времена». Так это проклятие нам?

— Это целиком зависит от вашего отношения к древнекитайскому юмору.

   
   

— По понятным причинам большинство людей сегодня испытывает страх перед новой «чумой ХХI века». Как победить в себе этот страх?

— Страх — очень полезное дело, зачем его побеждать? Страх — нормальная реакция на опасную ситуацию. Если от него избавиться — пропадешь ни за что. Но на то и человек, чтобы держать в узде свои реакции и не терять — опять-таки — достоинства (слово, к сожалению, сегодня редко употребляемое). Так что следи за собой и будь осторожен, как говорил классик.

— Мне кажется, режим самоизоляции должен практиковать любой человек, особенно творческий. Это время наиболее продуктивно, как мне кажется. Был ли у вас подобный опыт «самоизоляции»? На какой максимальный срок вы себя изолировали, где это было, как вы проводили время и что в результате этого у вас родилось — может, конкретные песни?

— Говорят, что не обязательно идти в монастырь, чтобы быть монахом. То же относится и к «самоизоляции»: бывает, что нужно уйти в затвор, чтобы что-то написать; а бывает, что песня как нахлынет где-нибудь в купе поезда, так и не отпустит, пока ты ее не напишешь.

— Как вы проводите эти дни? Если не секрет, то где?

— Мы работаем над новым альбомом: одновременно по всему миру, как благодаря интернету это стало теперь возможно, а то и необходимо. Вот одновременно везде я и живу.

— На своей странице в Facebook вы спросили у людей: «Хочется знать, что на самом деле происходит. Что изменилось, что осталось как раньше?» Андрей Макаревич, в частности, вам ответил: «В Павлово опять потеплело, снег сошёл. Почки на сирени уже распускаются». Вам яснее стала картина происходящего?

— Мне важно увидеть общую картину — где что делается, как в разных местах мира люди живут с этим: когда видишь общую картину, легче разобраться. 

— Ни с чем подобным на моем веку человечество не сталкивалось. Есть теория, что посредством всяких эпидемий Земля избавляется от части людей. Но есть и версия, что это рукотворная история, устроенная так называемыми «хозяевами денег». Вы к какой теории склоняетесь?

— Любая теория такого рода — это известный вопрос: «Кто виноват?». Первое: ответа на этот вопрос мы никогда не узнаем. И второе: какой бы ни был этот ответ, он никак не поможет нам пережить это время. Однако от каждого из нас зависит одно — как мы ведем себя в это время: поможем мы друг другу в беде или будем под шумок красть друг у друга. Люди мы или дрянь? А важно сейчас только одно — помочь друг другу.

— Часть ваших концертов тоже перенеслась на неопределенное время. Как вы выходите из той ситуации?

— Для людей в «Аквариуме» это вынужденный простой — тяжелое испытание; остается только надеяться, что мы выживем и что когда-нибудь этот период кончится. И мы снова будем играть. А пока что пауза дает возможность все время и силы посвятить новому альбому.

— Мне кажется, в эти дни карантина многие россияне слишком буквально поняли вашу песню «Время ... (напиться)». Дайте совет: как правильно выходить из запоя?

— Вот тут я не специалист. Слава богу, пока что со мной этого никогда не случалось.