Мишель Легран девизом свое жизни сделал фразу, которую когда-то сказал писатель и режиссер Жан Кокто: «Такт — это когда мы слишком хорошо знаем, что можем зайти слишком далеко». Относилось это, разумеется, к творчеству — Легран не терпел каких-либо ограничений, не делал различий между жанрами, требовал свободы творчества. В этом смысле музыка к фильмам оказалась для композитора идеальной площадкой для самовыражения.
В позднем интервью Le Monde Легран вспоминал, что в 1948 году увидел цветной фильм Марселя Паньоля «Прекрасная мельничиха», в котором композитора Франца Шуберта сыграл Тино Росси. На молодого — ему тогда было шестнадцать лет — Леграна произвело огромное впечатление, как в картине был показан творческий процесс сочинения музыки. И это впечатление определило всю его жизнь.
Легран, разумеется, уже учился музыке — поэтому и обратил внимание на эти подробности сюжета картины. В том же году он открыл для себя джаз — после концерта Диззи Гиллеспи в Париже. В 1952-м Легран окончил Парижскую консерваторию и уехал в США на гастроли. Вернулся он оттуда, правда, с пачкой пластинок рок-н-ролла, после чего пытался со своими друзьями популяризовать эту музыку во Франции.
Вообще эта картина Деми прославила многих; например, она открыла для зрителей молодую актрису Катрин Денёв. Но и на долю Леграна пришлась порядочная доля успеха. Композитора к тому времени уже знали в США — он там выступал несколько лет и, что называется, примелькался. Но теперь его признали и в кинобизнесе. Из четырех номинаций на «Оскар», полученных «Зонтиками» в 1966 году, три были музыкальным — за саундтрек, за запись и за лучшую песню («I Will Wait For You»)
«Шербурские зонтики» ни одного «Оскара» не получили — в том году нашлись более достойные (с точки зрения американских киноакадемиков) претенденты. Но Леграна это поражение не расстроило. Он понял, что Голливуд примет его творчество как композитора — и принял решение уехать из Франции.
Решение оказалось правильным. Свой первый «Оскар» Легран получил в 1969 году — за песню «The Windmills of Your Mind», написанную к фильму Норман Джуисон «Афера Томаса Крауна».
А вообще у Мишеля Леграна три «Оскара» — второй он получил в 1972 году за саундтрек к фильму Роберта Маллигана «Лето 42-го», а третий — в 1984 году, за запись музыки к мелодраме Барбры Стрейзанд «Йентл». И это не считая премий BAFTA, «Золотой глобус» и «Сезар», на которые композитор регулярно номинировался (получал, правда, значительно реже). Еще у Леграна имеется пять премий «Грэмми» — уже чисто музыкальных наград.
Всего в его фильмографии как кинокомпозитора более двухсот работ. И выходить на пенсию Легран не собирался. Пять лет назад он вместе с французской оперной певицей Натали Дессе выпустил альбом своих хитов «Entre elle et lui», в 2017 году вышла еще одна их работа — «оратория для голоса и симфонического оркестра» под названием «Between Yesterday and Tomorrow». А весной этого года Мишель Легран собирался выступить с концертом в Париже — но этой задумке помешала смерть прославленного композитора.
Смотрите также:
- Юные смешные голоса. Группы одного хита из 1990-х →
- Arctic Monkeys готовят новый альбом →
- 9 июля в Москве выступит Seal →