Бездетность и пятеро мужей. Закулисье яркой жизни Татьяны Дорониной

Татьяна Доронина. © / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

По большому счету, судьбу Татьяны Васильевны сегодня мало кто принимает действительно близко к сердцу — детей у нее нет, мужа тоже. А ведь когда-то она была той женщиной, которой наперебой предлагали руку и сердце. Aif.ru проследил перипетии яркой жизни актрисы.

   
   

Обиделась на мужа и не родила

Всего красавица-актриса была замужем пять раз. Первым мужем Татьяны Дорониной стал однокурсник по Школе-студии МХАТ Олег Басилашвили. После трех лет свиданий, в 1955 году, будучи студентами четвертого курса, они поженились. Свадьбы как таковой не было, у молодоженов даже не нашлось денег на обручальные кольца. По окончании вуза Басилашвили взяли в труппу в Сталинградский областной драматический театр им. М. Горького, Дорониной же предложили место сразу несколько театров Москвы. Но она, как жена декабриста, отправилась вслед за мужем в Сталинград (нынешний Волгоград), устроилась на работу в ту же труппу и поселилась с любимым в комнате, которую им выделили в общежитии.

Одновременно Басилашвили пригласили на «Ленфильм» сниматься в мелодраме Григория Никулина и Владимира Шределя «Невеста» по мотивам одноименного рассказа А. П. Чехова. Молодому актеру дали роль жениха главной героини Надежды. Надю играла красавица Татьяна Пилецкая.

Доронина же в тот момент узнала, что она беременна, и решила сделать любимому мужу сюрприз: приехать к нему на съемки, чтобы побыстрее сообщить радостную весть о скором пополнении семьи. Но когда она увидела, как Басилашвили в своей гримерке выпивает и мило беседует с Пилецкой, оскорбилась, развернулась и уехала домой, даже не будучи замеченной мужем. На эмоциях она приняла решение избавиться от беременности. Врач предупредил женщину, что последствия первого аборта могут быть самыми печальными — вплоть до бездетности. Но Доронина, будучи вне себя от ревности и обиды, все же пошла на этот шаг, о чем потом жалела всю жизнь. Как сказал актрисе доктор, она носила под сердцем двойню — мальчика и девочку. Когда Басилашвили узнал о произошедшем, он был крайне расстроен и предложил сделать все возможное для укрепления семьи. Вместе они переехали в Ленинград, куда были приглашены в БДТ под руководством Георгия Товстоногова. В итоге брак просуществовал восемь лет, в 1963 году пара развелась.

После гастролей ушла к любовнику

В том же 1963 году Доронина вышла замуж второй раз — за театрального критика Анатолия Юфита, посетившего постановку БДТ с ней в главной роли и влюбившегося без памяти. Они прожили три года, во время которых актриса целиком посвящала себя творчеству. Решение о разрыве она приняла, когда Юфит не встретил ее, возвращавшуюся с гастролей, с поезда. Не заезжая домой, Доронина отправилась к любовнику. Развод со вторым мужем был оформлен в 1966 году.

Любовником был молодой драматург Эдвард Радзинский, который был младше нее на три года. За него Доронина и вышла замуж в 1966 году. Именно с Радзинским Татьяна Васильевна переехала в Москву, драматург создал для любимой женщины многие пьесы. Так, Доронина сыграла главную роль в спектакле «О женщине» в 1970 году во МХАТе. Правда, премьере предшествовало немало проблем.

   
   

«У меня была пьеса для Московского Художественного театра, — рассказывал aif.ru Эдвард Радзинский. — Я ее написал, как положено честному человеку, после того, как забрал жену Татьяну Доронину из великого театра Товстоногова и перевез из Ленинграда в Москву, в невеликий МХАТ. Поэтому я должен был как-то ей помочь. Пьесу назвал “Чуть-чуть о женщине”. Что началось! Великие артисты, Тарасова, Масальский, Грибов, Ливанов, разделились ровно наполовину. Одна половина писала статьи в “Правду”, что ставится очень нехорошая пьеса, которая испортит Московский Художественный театр. А вторая — во главе с Ливановым — что, наоборот, путь МХАТа должен идти через новую драматургию. В итоге пьесу редактировала сама министр культуры Фурцева. В общем, пьесу я абсолютно предал. Потому что мне хотелось, чтобы бедная Татьяна Васильевна Доронина вышла на сцену. Она очень здорово репетировала, поэтому я шел на мерзкие переделки».

Драматург и актриса состояли в браке с 1966 по 1971 год и сохранили дружеские отношения после развода.

Отношения исчерпали себя

В четвертый раз Доронина отправилась в ЗАГС с коллегой по театру Борисом Химичевым. Этот брак был самым долгим — с известным актером артистка прожила почти десять лет.

«Наш брак с Дорониной я очень тепло вспоминаю и считаю, что мне в известной степени повезло находиться рядом с человеком исключительно талантливым, — рассказывал aif.ru народный артист РФ Борис Химичев. — Причина же нашего расставания скорее во мне. Мне было тяжело жить с женщиной такого масштаба, таланта и таких личных возможностей. Доронина — трудоголик, запоем читала книги. Это человек, который сам себя воспитал, сделал. Но когда мы с ней где-то появлялись, то говорили: к нам пожаловала Татьяна Васильевна, а это ее муж. Я это болезненно переживал. Плюс властный характер. Мужчину надо гладить по шерсти, а не против. Самая основная ошибка женщин — подавлять нас, мужчин. Она множит все остальные. После развода мы больше никогда не общались с Татьяной Васильевной. Я не верю, когда расставшиеся пары рассказывают об очень хороших отношениях. Наши отношения с Дорониной тогда были исчерпаны, мы совсем не нуждались друг в друге».

Пятым мужем Татьяны Дорониной стал в 1982 году член ЦК и работник Главного управления нефтепромышленности Роберт Тохненко. Они встретили друг друга в садовом товариществе «Артист», где Доронина председательствовала. Они, заядлые дачники, помогали друг другу в дачных дела. А отношения разладились по той же причине, что и с Химичевым — муж играл рядом с такой яркой харизматичной женщиной роль второй скрипки. В 1985 году пара развелась. Дорониной на тот момент было 52 года. Больше Татьяна Васильевна замуж не выходила.

Где она сейчас?

Впрочем, делом ее жизни всегда был театр. После раскола МХАТа в 1987 году Доронина возглавила МХАТ им. М. Горького и до 4 декабря 2018 года являлась его художественным руководителем и директором. Далее ей предложили занять пост президента театра — должность, специально созданную для нее Министерством культуры. В театр же пришел новый худрук Эдуард Бояков.

«Кому именно пришла в голову идея сменить великую актрису и выдающегося худрука на околотеатрального дельца Боякова, не знаю, —рассказывает aif.ru писатель и драматург Юрий Поляков, хорошо знающий Доронину. — Кроме того, Татьяну Васильевну обманули, пообещав, что, став президентом, она сохранит общее руководство. Однако люди, присланные в театр в качестве “помощников”, начали с того, что убрали отовсюду ее портреты и афиши, поувольняли актеров, возражавших против сворачивания традиционного направления».

Правда, не сказать, что об отстранении Дорониной сильно горевала вся труппа целиком — немало было и тех, кто вздохнул тогда с облегчением: от ее властного характера натерпелись многие.

Сейчас же театральный мир обсуждает новый поворот сюжета в судьбе Дорониной — долгое время актриса лечилась в санатории в Барвихе, а теперь оказалась в доме престарелых в московском спальном районе Теплый Стан. Свою квартиру же она, как говорят, завещала сыну своего приятеля Игорю.

«Информация о том, что Татьяна Васильевна находится уже не в санатории в Барвихе, а в геронтологическом центре на юго-западе Москвы, который еще год назад назывался проще — интернат для инвалидов и престарелых — исходила именно от меня, — объяснил aif.ru писатель Юрий Поляков. — Я ее озвучил, выступая на круглом столе Русского народного собора в храме Христа Спасителя.

Насколько я знаю, Дорониной сказали, что ее сейчас перевезут в санаторий более высокого класса. В Барвихе она была довольно долго, но там возникло непонимание с персоналом, хотя плату, и немаленькую, она вносила регулярно, причем из своих личных сбережений. То есть за ее пребывание в Барвихе театр не платил. Доронину же для этого специально возили раз в месяц в Сбербанк. В результате она очутилась в этом интернате. Как она себя чувствует, что там происходит — никто не знает. Может быть, там за ней замечательно ухаживают, понимая, какая у них постоялица оказалась — я этого не знаю. Но тот факт, что руководство театра скрывало это ее перемещение, настораживает».