Николай Анисимов - военный в пятом поколении. Сегодня он подполковник запаса, работает военным корреспондентом на двух телеканалах - белорусском и российском. Но известен он не этим. Автор нескольких десятков песен об авиации, Анисимов уже много лет невероятно популярен в Военно-воздушных силах на всём постсоветском пространстве.
Старых самолётов не бывает
Сергей Грачёв, «АиФ»: Николай, вы с детства мечтали стать военным лётчиком, но из-за проблем со зрением сделать это не удалось. Но вы тем не менее реализовали свою мечту - «варитесь» в заветной профессии. Это упорство - следствие военного воспитания?
Николай Анисимов: Мне и самому удивительно, что всё так сложилось. С авиацией я не расставался с детства. Даже после того, как мечта стать профессиональным военным лётчиком накрылась, как говорится, медным тазом, всё равно остались небо, самолёты, вертолёты. И конечно же люди, связанные с авиацией. Недавно мне звонила Надежда Михайловна Миль, дочь прославленного авиаконструктора. Сказала, что вышла в свет книга из серии «Великие люди», посвящённая её отцу. В неё вошли мои стихи про вертолёт Ми-8. Эта книга больше ориентирована на детей, что важно и правильно. Путь в авиацию для многих начинается именно с такой литературы.
- Как человек, всю жизнь тесно связанный с армией, вы знаете, что отношение к службе в обществе не всегда было однозначным. Сегодня есть ощущение, что ситуация изменилась и престиж армейской службы значительно вырос. По вашим наблюдениям, это действительно так?
- Абсолютно! Ещё лет 10 назад состояние вооружённых сил ничего, кроме боли и обиды, не вызывало. Уже не верилось, что возможны перемены. В советское время армия была одним из скрепляющих элементов общества. Лозунг «Народ и армия едины!» был начертан в каждой воинской части. Служить в вооружённых силах, учиться в военных училищах было почётно. Я много езжу по стране и вижу: вновь возрождаются суворовские училища, открывается множество кадетских корпусов самой разной направленности. Даже если выпускники этих заведений и не свяжут свою судьбу с армией, они на всю жизнь получат задел здорового патриотизма, дисциплины. Это очень здорово! Я вижу, как у этих мальчишек глаза горят. Они растут настоящими патриотами России.
- А с чем вы связываете такие кардинальные изменения?
- Во-первых, в этом большая заслуга нынешнего министра обороны. Как говорят, командование не обсуждают, но, учитывая, что я давно в запасе, могу позволить себе некоторую вольность. Так вот, если предыдущего министра военные, мягко говоря, недолюбливали, то авторитет Сергея Кужугетовича Шойгу в войсках непререкаем. Во-вторых, сегодняшнее крепкое состояние Российской армии - это результат государственной политики в целом. Без политической воли, как бы пафосно это ни звучало, подобные реформы невозможны.
Когда видишь, что на вооружение поступает в огромных количествах новая техника, сухопутная, морская и авиационная, как модернизируются образцы, давно состоящие на вооружении, это вызывает оптимизм.
- То, что модернизируют, грубо говоря, «старьё», - это разве нормально?
- Это общемировая практика. Наши авиаконструкторы изначально закладывали в самолёты огромный потенциал для модернизации. В авиации вообще нет понятия «старая машина».
Возвращаясь к вопросу о возросшем престиже армии, стоит отметить, что свою роль в этом сыграло и то, что офицеры наконец стали жить в нормальных условиях. А ещё наши СМИ стали давать больше положительных и правдивых материалов о вооружённых силах. Отсюда и возросший патриотизм.
Да, Российская армия является воюющей армией - к сожалению, так складывается обстановка в мире. С терроризмом нужно бороться там, где он зарождается, а не ждать его прихода на порог своего дома. За последний год я многократно выступал в Сирии, видел, как там работают наши лётчики. Могу сказать: за их работу не то что не стыдно - это повод для национальной гордости. Военным других стран есть чему поучиться у нашей армии.
Грачи прилетели
- У вас в песнях лирика переплетается с авиационной терминологией. Как это воспринимает далёкая от авиации часть ваших поклонников?
- В письмах, которые мне приходят, люди часто пишут о том, что благодаря моим песням заинтересовались авиацией. Одна женщина, доктор по профессии, написала, что, побывав на моих концертах, занялась изучением авиации (смеётся). На самом деле я к терминам отношусь очень аккуратно. Но сленг лётчиков, разумеется, употребляю - без этого песня вряд ли оживёт. А слушатель, услышав незнакомое слово или выражение, задумается о том, что оно означает.
А ещё меня радует, что мои песни нравятся детям, что из всего разнообразия музыки они выбирают песни со смыслом.
- По случаю 23 февраля строчками какой из своих песен вы бы поздравили военных лётчиков?
- На своих концертах всегда говорю лётчикам в зале: «Ребята, я вам желаю, чтобы вы если и смотрели в прицельную марку (вспомогательное изображение на прицеле, за счёт которого можно определять дальность до цели и целиться. - Ред.), то только на полигонах!» Самое главное в этой жизни даже не здоровье, а мирное небо. Если мира нет, то иной раз уже и здоровье не нужно.
Свои концерты, как правило, я завершаю песней «Грачи прилетели». Заканчивается она словами:
Где-то бой, но это где-то,
А вокруг такое лето...
Техник даст мне сигарету.
Эх, ребята... Будем жить!
Смотрите также:
- Борис Гребенщиков: «Прощай, оружие! Здравствуй, лэптоп и гаечный ключ» →
- Юрий Шевчук: «У людей выросло чувство собственного достоинства» →
- Леонид Якубович: «Мы оглохли, отвыкли слышать русское слово...» →