Аркадий Арканов: «Мы похожи на только что освободившихся рабов»

Аркадий Арканов. © / Владимир Федоренко / РИА Новости

Наталья Кожина, АиФ.ru: Чувство юмора помогает вам легче переживать невзгоды?

   
   

Аркадий Арканов: Я считаю, что чувство юмора определяет уровень человеческого интеллекта, и для меня человек, лишенный чувства юмора, это все равно, что человек, родившийся слепым или глухим, это инвалид. Чувство юмора, я имею в виду иронии и самоиронии, позволяет человеку нормально существовать даже в самые тяжелые периоды жизни. Умение посмотреть на себя со стороны и улыбнуться по поводу собственных неудач — это очень высокое качество человека, тем более, что так называемые плюсы и минусы в жизни очень часто переплетаются, и то, что казалось когда-то тяжелым со знаком «минус», со временем приобретает свои «плюсы». Простой пример. Если происходит несчастье, и вы, не дай Бог, хороните близкого человека. Конечно, о каком юморе тут может идти речь. Но что-то вокруг происходит, жизнь-то продолжается, хоть вы и не обращаете на это внимание, вам не до этого. Например, кто-то рядом перепил и упал в могилу, а родственники его вытаскивают. Это смешно, но именно в момент похорон не смешно. Проходят годы, рана рубцуется, и ситуация оказывается смешной. Я не люблю грустных сентименталистов-бесконечников и я не люблю человека, который бесконечно по любому поводу шутит. Юмор — это витамин, а не основное питание.

— Вы не скучаете по «Белому попугаю»?

— Скучаю. Я считаю, что такой передачи не было, нет и вряд ли будет. Это было такое удивительное время! Все было чисто, искренне. Главное было не рассказать шутку, а просто пообщаться. «Белый попугай» существовал как жизнь, а не ради того, чтобы рассмешить, но смешное из этой передачи становилось достоянием очень многих людей.

   
   

— Вы говорите, не надо зацикливаться на необходимости рассмешить публику. Какую цель тогда должны перед собой ставить юмористические передачи?

— В любой шутке, в любом анекдоте, в любом смешном эпизоде должна быть какая-то основная человеческая идея и суть. Каламбурить, шутить, хохмить поводов много, но в основе любой иронии должен быть человек, потому что шутка, построенная только на каких-то сегодняшних событиях, сегодняшних примерах, утрачивает свой смысл с изменением ситуации. Расскажи ее через несколько лет новому поколению, никто не поймет. Поэтому все должно опираться на человека. Дураки, негодяи, герои были всегда, в течение всего периода существования человечества. И только те произведения, в том числе и юмористические, сохранились и интересны, если они были построены вокруг человека, а не вокруг ситуации.

Аркадий Арканов с сыном Василием. Фото: РИА Новости/Владимир Вяткин

— Сейчас многие делают прогнозы на будущее. Как думаете, что ждет нашу страну?

— К сожалению, всегда в нашей стране, у наших людей было ожидание того, кто нас спасет. Не надо ждать того, кто нас спасет, мы сами должны делать все, чтобы наша жизнь была лучше. Если в нашем движении появится некий лидер, умный, образованный, харизматичный человек, который будет с нами общаться на нашем языке, а не языке формул, которые большинству не понятны, если мы почувствуем это, мы пойдем за ним, он будет нашим лидером, которого мы себе изберем. Мы должны сами все сделать для того, чтобы из нашей среды такой лидер возник. Это моя точка зрения.

— В нашей стране, по вашему мнению, есть демократия?

— То, что мы вообще можем говорить о таком понятии как демократия, говорит о том, что в какой-то степени не все так плохо. С другой стороны, я всегда говорил, что у настоящей свободы и демократии есть две стадии. Мы сейчас находимся на первой, низшей. Низшая стадия свободы — это свобода только что освободившегося раба и определяется она формулой: что хочу, то и делаю. Это очень нехорошая стадия. Высшая стадия свободы, до которой должны дожить несколько поколений, находясь в состоянии свободы, определяется другой формулой: чего не хочу, того не делаю. Нам еще нужно пройти очень много этапов для того, чтобы выйти на высшую ступень свободы.

Аркадий Арканов во время презентации книги мемуаров Александра Ширвиндта «Проходные дворы биографии». Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов

— У вас никогда не было желания уехать из России?

— Не было такого желания, хотя было много возможностей. Я считаю, что творческий человек, имеющий дело со словом, живущий и пишущий на русском языке, должен жить здесь, для него это как вдох и выдох. Вот я пишу на своем языке — я выдыхаю, реакция, которую я получаю от людей, прочитавших то, что я написал — это мой вдох. Я этим дышу. Если я буду только выдыхать и в ответ ничего не получать, я умру. Если я буду только вдыхать и не смогу выдохнуть, я тоже умру. Поэтому, если бы я представил себе, что живу в другой стране, где меня никто не знает, не знает моего языка и т д., я бы скончался. У меня было много вариантов и предложений, но никогда не возникало желания. Я с удовольствием езжу куда угодно, когда есть возможность. Как сказал мой друг, известный писатель Феликс Камов: «В стране, из которой в любой момент можно уехать, можно и жить».