С 1 по 8 июня в Сочи проходит главный кинофестиваль страны «Кинотавр». За звание лучшей ленты года в основном конкурсе сражаются 14 фильмов. Судьба этих работ находится в руках жюри во главе с известным режиссёром Андреем Звягинцевым.
Андрей, вы стали председателем кинофестиваля. Скажите, по каким критериям будете отбирать лучшую картину?
Андрей Звягинцев: Я и мои коллеги будем, в первую очередь, руководствоваться сердцем, ориентироваться на эмоции, полученные от просмотра ленты. Надеюсь, что в итоге мы сможем избежать громких споров и разногласий и прийти к единому решению. Что касается критериев, главное — это талант режиссёра, актёров и всей съёмочной группы. Когда вы смотрите фильм, наверняка обращаете внимание именно на это. А чем я от вас отличаюсь? За нас, членов жюри, уже проделали большую работу — из несколько десятков присланных картин отобрали самые интересные. Теперь наша задача — не ошибиться.
– Вы знакомы с конкурсантами? Так называемого блата не будет?
– Нет, многих режиссёров я увижу впервые, как и все мои коллеги. А вообще, было бы здорово, если бы удалось вырезать титры вначале фильма. Это, я считаю, идеальные условия для всех.
– Андрей, сейчас ходят слухи, что «Кинотавр» хотят перенести в Крым. Что вы думаете по этому поводу?
– Впервые слышу об этом. Не могу говорить о том, чего совершенно не знаю…
– На ваш взгляд, что такое «Кинотавр» для современной России?
– Это, прежде всего, площадка, на которой зритель за одну неделю может увидеть уже «отсеянные» кинокритиками фильмы. Фестиваль — это возможность в одном месте и в одно время увидеть всё самое лучшее.
– В этом году в основном конкурсе из 14 работ восемь — женские. Как считаете, с чем это связано? Может, российское кино выходит на новый уровень?
– Я не ищу в этом явлении никакого скрытого смысла. Просто в этом году сложилось вот так. Не думаю, что здесь следует высматривать какие-то феминистические мотивы. Есть талантливое кино, а кто его снял — не имеет никакого значения. Но могу сказать одно, что все женщины-конкурсантки этого года — сильные и отважные люди. Снять фильм, будем честны, не так уж и просто. Сколько нужно энергии и терпения!
– Недавно вы вернулись с Каннского кинофестиваля, где ваш фильм «Левиафан» был удостоен награды за лучший сценарий. Как считаете, что так впечатлило киноакадемиков?
– Вы знаете, мне сложно рассуждать на эту тему и судить о проделанной моей командой работе. Было бы как-то странно расхваливать себя. Скажу одно, наша картина была хорошо воспринята публикой.
– Андрей, изменился ли фестиваль в Каннах? Сказался ли мировой кризис на организации конкурса?
– Да откуда же там взяться этому кризису и каким-то глобальным изменениям не в лучшую сторону? Я ничего такого не почувствовал. Всё прошло на высшем уровне. Это самое главное событие в мире кино во всём мире. И этот факт организаторы старались подчёркивать в каждой детали, на каждой премьере.
– В ваших картинах прослеживается тенденция одного актёра. К примеру, Елена Лядова сыграла и в «Елене», и в «Левиафане». С чем это связано?
– Я не преследую цель раскрыть до конца актёра или актрису. Моя цель — осуществить замысел. Я ищу того персонажа, который, на мой взгляд, может воплотить все мои идеи в жизнь. До Елены Лядовой на эту роль пробовались многие актрисы, но всем моим требованиям отвечала именно Лена.
Интервью АиФ с Еленой Лядовой: «Снимаясь в «Изменах», я не изменяла себе» →
– Андрей, а кого вы считаете своим главным критиком?
– Пожалуй, маму. Она всегда смотрит мои картины до их выхода и даёт свою оценку. Я бы даже сказал, что мама не критик, а обожатель. Это и естественно! Ей нравятся все мои творения. Это правда!
– В настоящее время работаете ли вы над каким-нибудь проектом?
– Замыслы есть, да. Но пока говорить об этом и раскрывать все карты рано.