Алла Духова (TODES): «Плохому танцору мешает лень»

Руководитель и основатель театра современного танца TODES Алла Духова в интервью aif.ru рассказала о том, зачем «мамочки» приходят на сцену, как в 70 лет держать себя в форме, кто из звезд хорошо двигается, а также что мешает плохому танцору.

   
   

Владимир Полупанов, aif.ru: Алла Владимировна, на нашей эстрадной сцене большинство артистов танцевать совсем не умеют. Молодежь еще двигается, а взрослые нет. Мадонне — 64 года, а она танцует так, что молодым может дать фору. Наши хуже танцуют?

Алла Духова: Мадонна и Бритни Спирс пришли на сцену из танцевального зала. Такие артисты, можно сказать, изначально строили свою творческую карьеру на основе танцевального шоу.

Есть артисты, которым необязательно это делать. Зачем танцевать Николаю Расторгуеву или Григорию Лепсу? У многих артистов, когда они были помоложе, танцы в концертах были оправданы. А сейчас, когда они стали взрослее, я бы на их месте двигалась скромнее, с большим достоинством. У нас есть танцующие артисты — например, Кристина Орбакайте. Она себя не бережёт, истязает до изнеможения. Когда мы делали программу с Валерием Леонтьевым, его тоже невозможно было остановить. Артисты балета уставали, а он не хотел даже передохнуть.

Если у артиста всё шоу построено на симбиозе хореографии и вокала, ему надо держать себя в форме и удивлять. Но при этом, если говорить о Мадонне, то на ее месте я бы поменяла стиль. В 64 года изображать постельные сцены не стоит. В ее возрасте это выглядит как потуги — посмотрите на меня, я еще могу. А она бы лучше смотрелась, если бы сделала что-то более умеренное, соответствующее возрасту. Но при этом показала, что она в форме.

— В старых советских фильмах с эпизодами танцев, обращаю внимание на то, как нелепо, не в такт там танцуют. Я говорю не о киномюзиклах с поставленной хореографией, а, например, о фильме «Афоня».

— Я бы так не сказала. Для того времени это все было достаточно органично.

   
   

— Но есть такие как Джон Траволта. Любо дорого на него смотреть и в «Майкле», и в «Криминальном чтиве».

— Если не смотрели, рекомендую фильм 1983 года с его участием «Остаться в живых» (Staying Alive). Это кино было нашим пособием в 80-е годы. Там Траволта играет звезду дискотек Тони Манеро и становится солистом профессионального танцевального шоу. Он прекрасно с этим справился.

— Иногда смотрю танцевальные шоу, и вижу, сколько красиво танцующих молодых ребят появилось за последние годы. Наша молодёжь танцевать стала лучше?

— Гораздо лучше. Это связано с тем, что появилась масса танцевальных школ. У нас гениальный классический балет, прекрасная школа народного танца (я фанатка ансамбля Игоря Моисеева), но у нас почти не было школ современной хореографии. TODES — один из пионеров этого направлении. Вслед за нами открылось много разных школ. Есть где учиться. К тому же в интернете сегодня немыслимое количество танцевального материала. Еще и с объяснением, что и как.

— У TODES 127 школ по всей России. В каком возрасте к вам приводят детей?

— Мы берем с 3,5 лет. Но сразу говорим, что это подготовительный этап, который включает в себя ритмику, социализацию. Мы учим детей слушать музыку. Все занятия проходят в виде игры. Но уже через 4 месяца они выходят выступать на сцену. Каждые полгода (в декабре и в мае) мы проводим открытые уроки. На них некоторые группы выступают наравне с нашими профессионалами. От родителей часто приходится слышать: «Наш ребенок так двигается! Так танцует перед зеркалом!» Для любых родителей их ребенок — самый лучший. Это естественно.

Алла Духова на репетиции детской группы. Фото: РИА Новости/ Владимир Вяткин

— А возрастные группы у вас есть?

— Конечно. К нам ходят, пока ноги носят. У нас есть группы «леди», мы с любовью называли их «мамочками». В них занимаются женщины в среднем от 25 до 65 лет. Причем, в какой форме взрослые люди — диву даешься! Они, конечно, не собираются становиться профессионалами. Это хобби в их случае.

— И для чего это «мамочкам»?

— Сначала они приводят своих детей на занятия, сидят, ждут их. Потом видят, что некоторые родители ходят танцевать параллельно с занятиями ребенка. И постепенно вливаются в эти группы, преследуя разные цели и задачи— кто-то похудеть, кто-то растянуться, сесть на шпагат, кто-то чуть-чуть себя раскомплексовать. Это так людей затягивает, что часть из них участвует в открытых уроках. С ужасом делая первый шаг, они постепенно понимают, насколько прекрасно выходить на сцену, танцевать, и им еще и зал аплодирует, и кричит «браво», мужья на сцену выносят букеты цветов. Помню, в нашу рижскую студию пришла красивая, но корпулентная (полная — Ред.) женщина лет 50. Когда я ее через полгода увидела, то не узнала ее. Она у нас похудела, у нее загорелись глаза. Она превратилась в молодую девушку. Приезжаю на открытый урок, и вижу, мне навстречу несется мужчина, встает на колено, говорит: «Разрешите, я поцелую вашу руку. Я привел сюда одну женщину, а получил другую. Спасибо вам огромное». Оказался, ее муж. И он такой не один. Мужчины часто благодарят нас. Женщины находят себе занятие, новый круг общения, раскрепощаются, учась танцам.

— А сколько лет самой возрастной вашей «ученице»?

— В одной из московских групп занимается Антонина. В свои 70 лет она в прекрасной форме.

— В марте этого года «Тодесу» исполнилось 36 лет. Как все началось?

— TODES родился из двух коллективов — женская часть, которой руководила я, была из Риги, мужская, состоящая преимущественно из брейкеров, из Ленинграда. Мы встречались с этими мальчиками на разных танцевальных фестивалях и подружись после одного из них, который проходил в Ленинграде в концертном зале «Октябрьский». Ко мне подошел наш будущий директор и предложил объединить два коллектива для профессиональной работы. Тогда все работали при каких-то филармониях. Нас приютила филармония Северной Осетии. Мы сделали программу и отправились на свои первые гастроли по Северному Кавказу, которые продолжались 3 месяца. Когда наш самолет приземлился в первом городе нашего гастрольного маршрута Орджоникидзе (ныне Владикавказ) 8 марта 1987 года, ребята встретили нас букетами красных тюльпанов. Так они нас поздравили и с Женским днем, и с началом нашей творческой жизни. Мы решили днем рождения TODES считать 8 марта.

— Недавно я посмотрел ваш новый танцевальный спектакль «Инзэнайт». И был приятно удивлен. Такого TODESa я еще не видел.

— Все, кто видел этот спектакль, говорят, что это другой TODES — не такой, к которому привыкли даже зрители нашего театра. Многие судят о нас по концертам со звездами эстрады. Это неправильное представление о нас. Что такое TODES, можно понять только придя в наш театр. Действие спектакля «Инзэнайт» происходит ночью в художественной галерее, где оживают известные живописные полотна. Персонажи этих картин выходят в реальную жизнь — на сцену. Это то, с чем мы ездим по стране уже 26 лет с битковыми аншлагами.

— У вас же не так давно появилось свое помещение в Москве?

— В 2014-м году, поняв, что нам никто ничего никогда не подарит и не даст просто так, а время стремительно бежит, мы взяли помещение на Проспекте мира в долгосрочную аренду. Это был заброшенный кинотеатр НИИ, которым не пользовались, наверно, лет 15. Мы его полностью переделали за очень короткий срок. И у нас появилась своя площадка с гримерками, где девочки могут разложить свою косметику, с просторными костюмерными и т.д. Наш театр — это уютный дом на 500 мест. Обратите внимание, у нас нет никакой рекламы. Про наши постановки люди узнают при помощи «сарафанного радио». Честно признаюсь, иногда боюсь брать телефон, потому что знаю, что попросят «пару билетиков». Ну, где я их возьму (смеется), если их нет. У нас идут и прекрасные детские спектакли, что-то типа мюзикла, где и поют тоже, но упор сделан на танцы. Все говорят, что это лучшие детские спектакли в Москве.

— В 80-е брейкданс был модным течением в танцах, потом все танцевали латиноамериканскую «ламбаду», следом появился стиль хип-хоп. А за последние годы что-то новое в танцах появилось?

— Постоянно что-то новое появляется. В том же хип-хопе столько новых ответвлений — не перечислить.

— А тверк — это танец или просто кручение бедер?

— Когда это делается умеренно, без перебора, это красиво. Когда Бейонсе делала первые шаги в этом направлении, у нее это очень «вкусно» смотрелось. А когда начинают эту тему дожимать до абсурда, смотреть тошно.

— Танцоры классического балета выходят на пенсию после 15 лет стажа. В каком возрасте выходят на пенсию ваши танцоры?

— У нас танцуют очень долго, хотя люди работают тоже на износ. Помню, Третьяк рассказывал мне, что всю спортивную карьеру у него не было ни одной травмы. Потому что он разогревал мышцы в течение часа. Поэтому кто ленится, быстро уходит из профессии. Начинают болеть спина, ноги. А есть трудяги, которые и за два часа начинают греть свои мышцы.

У нас есть солистка Юля Филиппова-Бугакова, которая к нам пришла в 16 лет. Сейчас ей 45. И она в такой потрясающей форме, что может дать фору молодым девчонкам. Танцовщица высочайшего профессионализма! Редко кому удается держать так планку на протяжении многих лет. Это сочетание таланта и трудолюбия. Саша Глебов из первого состава «Тодеса» ушёл на пенсию недавно, в возрасте 46 лет. И еще бы танцевал, если бы не порвал ахиллово сухожилие. А пришел он к нам тоже в 16 лет. Так что всё зависит от того, в какой ты форме находишься.

— Как бы вы продолжили фразу «плохому танцору мешает...»?

— Лень. А то, на что вы намекаете, ничему не мешает (смеется).