Александр Митта: «Быть режиссёром – значит работать на износ»

Александр Митта. © / Евгения Новоженина / РИА Новости

В советские годы практически каждая его картина становилась значимым культурным событием. Ну а фильм «Экипаж», который посмотрели миллионы советских зрителей, вошёл в историю как первый русский фильм-катастрофа. Корреспондент «АиФ. Здоровье» поговорил с Александром Наумовичем об особенностях его профессии, о секретах долголетия и противостоянии стрессам.

   
   

Секрет долголетия

Сергей Грачёв, «АиФ. Здоровье»: Александр Наумович, недавно вам исполнилось 84 года. При этом вы активны физически и творчески. Что для вас означает такое популярное сегодня понятие, как здоровый образ жизни? В чём ваш секрет долголетия?

Александр Митта: Для меня здоровый образ жизни – это когда ты всё время занят делом. Да, сейчас у меня нет каких-то масштабных съёмок. Но я общаюсь со студентами, занимаюсь воспитанием внуков, общаюсь с друзьями. То есть я всё время чем-то занят.

Ещё я стараюсь побольше двигаться. Никогда не курил и практически не пью. Ну, по праздникам могу себе позволить немного выпить, но меру знаю. Ещё всегда был умерен в еде. Больше, наверное, тут нечего добавить. Как видите, у меня довольно тривиальные представления о здоровом образе жизни.

– Неужели у вас не было периодов в жизни, когда вы наплевательски относились к своему здоровью?

– Нет. Но у меня были периоды, когда я работал на износ. Когда ты снимаешь каждый день, нагрузка на организм очень серьёзная. Однако если ты с этой нагрузкой справляешься – это счастье. Счастье, когда ты вечером от усталости с трудом добираешься до кровати, а проснувшись, вновь торопишься на площадку. Счастье, когда тебя окружают дружелюбные партнёры и всё получается так, как ты задумал, а может, и лучше.

   
   

Только вперёд!

– А если что-то не получалось, насколько вы близко к сердцу это воспринимали?

– Я никогда не занимался самобичеванием. Понимал, что даже если что-то не получается – это нормально. Конечно, в связи с творческими неудачами у меня были и депрессивные периоды в жизни, но их могло быть гораздо больше, если бы не мой оптимистический характер. Я вот, например, два года с удовольст­вием делал картину «Шагал – Малевич», но выхода на зрителя она практически не получила. Ну болтается она где-то в Интернете – кто хочет, тот посмотрит. Естественно, от такой печальной судьбы твоего детища расстраиваешься, впадаешь в уныние, но у меня это ненадолго.

–  Как выходите из ситуации?

– Волевым усилием я это состояние преодолеваю, заставляю себя идти дальше и не отчаиваться. Иначе нельзя. Когда-то мои фильмы были в центре зрительского внимания, продавались в 90 стран мира. Но вот приходит старость, и ты ничего, кроме пенсии, которой хватает на пару дней, не имеешь. Так что как-то крутишься-вертишься, чтобы и самому достойно жить, и внукам помочь. Время такое…

Ни минуты покоя

– Вы рассказывали, что вам довелось пережить клиническую смерть в результате возникших осложнений после операции на коленном суставе. А что у вас с ним случилось?

– Ничего особенного. Просто он износился. Меня направили в Германию, где сделали операцию по замене износившегося сустава. Надо сказать, несмотря на осложнения, от которых никто не застрахован, операцию мне сделали хорошо. Теперь одна коленка у меня титановая – стоит и работает, как родная. Сейчас со страхом ожидаю, когда и второй коленный сустав надо будет менять.

– Слышал, что с подобными проблемами часто сталкиваются профессиональные спортсмены или люди, фанатично увлечённые спортом. Ваш случай?

– Нет. Спортом я никогда в жизни не увлекался, равно как и никакими диетами. Но бегать и проводить много времени на ногах мне довелось немало. Вопреки стереотипам профессия режиссёра очень подвижная.

У Григория Александрова есть фильм «Весна», в котором один из главных героев как раз режиссёр. Александров хотел создать американизированный образ нашей профессии. По его представлениям, в Америке режиссёры вальяжно сидят в кресле и только отдают приказания.

До определённого момента я и сам был заложником такого стереотипа. Может быть, и сейчас бы так думал, но мне довелось пожить в Штатах и понаблюдать за тем, как на самом деле работают американские режиссёры. Могу сказать, что им не позавидуешь. Напряжение такое, что далеко не каждый его способен выдержать. Но мне такая напряжённая работа всегда нравилась. Нравилось её разнообразие. В общем, профессия всегда соответ­ствовала моей внутренней энергии.