Александр Гордон: «Не надо стесняться задавать вопросы!»

Александр Гордон. © / Владимир Федоренко / РИА Новости

Где новые идеи?

Сергей Грачёв, «АиФ»: Александр Гарриевич, простой, практически летний вопрос: вы сегодня вокруг себя видите больше плохого или хорошего? Что вас радует? 

   
   

Александр Гордон: Меня, как любого нормального человека, радует круг моего общения - семья, друзья. Радует погода, в конце концов, и уверенность в том, что ты работаешь честно, пусть и не всегда хорошо. А если вы про политику, то меня эта сфера интересует мало. Я не общественный деятель и не политик.

Досье
Александр Гордон. Родился в 1964 г. в Калужской области. Окончил актёрское отделение Театрального училища им. Щукина. Радио- и телеведущий, журналист, актёр, режиссёр. Четырёхкратный лауреат ТЭФИ.

- Не лукавьте: вы вполне себе общественный деятель с чёткой гражданской позицией...

- Нет. Просто я работаю на телевидении, вот и всё…

- Тем более вам с Останкинской башни виднее, что нам, зрителям, и вам должно придавать уверенность в завтрашнем дне.

- Никакой уверенности в завтрашнем дне у меня нет, как нет и паники перед ним. Происходят цивилизационные изменения. Если раньше кнутом, влияющим на умонастроения граждан, являлся страх перед завтрашним днём, а пряником - растущее потребление, то сегодня ситуация изменилась. Стало понятно, что при ограниченных ресурсах планеты обеспечить всем «пряник потребления» невозможно ни в одной точке мира. Естественно, умонастроения граждан меняются, в том числе и у нас. В этом нет ничего странного.

- Вы заговорили о цивилизационных изменениях, а я вспомнил слова Станислава Говорухина: «Самое большое преступление последних 20-30 лет в том, что из человека сделали равнодушное животное». Вы с ним согласны?    
   

- Я понимаю его позицию, но не могу понять, почему он говорит о последних 20-30 годах. Если мы вспомним, например, степень участия в общественно-политической жизни советского человека, то оно ограничивалось, как правило, походом на демонстрации, ну и ещё, может быть, выпуском стенгазет на предприятиях. Если говорить о равнодушии, то оно явно воспитано не новой средой. Оно досталось нам по наследству.

- От советской власти, от царской России? Или это черта человека как биологического вида?

- Как биосоциального вида скорее. Вы думаете, в Америке принципиально другой менталитет? Нет! Там 1,5% общества - в основном молодёжь в больших городах - могут проявлять какую-то активность. А все остальные озабочены тем, как прожить от зарплаты до зарплаты, как выплатить кредит и т. д. Во всём мире так. Мир давно превратился в ряд коммерческих проектов. Хорошие идеи человечеству приходят в голову крайне редко. И последняя такая хорошая идея была коммунистической, за которой последовало создание СССР. Это был проект целиком культурный, а не коммерческий. Причём последний геокультурный проект, который человечество на данный момент на себе опробовало.

- А что сегодня? Пытаемся ли мы осуществить какой-то новый проект?

- Мы сейчас пытаемся определиться, что нам близко, а что не очень, что хорошо, а что плохо. Это важно, поскольку все постсоветские годы мы пытались примерить на себя западную систему, то есть чужую «шубу», грубо говоря. Логика была такая: весь мир в этой «шубе» ходит - всем в ней хорошо и удобно. Ну а нам в ней всё время было неудобно. То тут жмёт, то тут дует, то пуговицы не застёгиваются. И вот сейчас наконец мы эту «шубу» решили перекроить! И вот как мы её перекроим, как перешьём? Будет ли нам в ней удобно или мы вообще останемся с голой задницей - этого я не знаю. Но я не перестаю повторять: нет единого цивилизационного пути для всех народов на Земле, поскольку у всех разная история и разное представление о будущем.

- Про пошив новой «шубы» уже не первый год слышу. Сколько шить будем? 

- Если речь идёт о коренном понимании того, что за формация, какой народ мы собой представляем, то на это понимание нужны поколения. Должны созреть некие идеи и укорениться в сознании некой части общества. На этих идеях в этой части общества должно воспитаться следующее поколение. А после это должно распространиться на воспитание не только их детей, но и более широких слоёв общества. Зачем? Затем, чтобы эти идеи стали кровью и плотью того, кто называет себя народом.

На кого работает экономика?

- Вы почти в каждом нашем с вами интервью любите подчёркивать, что никогда русский народ не жил так хорошо, как при Путине. Последний раз мы общались с вами пару лет назад. За это время уровень жизни упал. Сложнее и дороже стало жить! Согласитесь?

-  Да, сейчас народ в экономическом плане живёт хуже, чем при раннем Путине. (Смеётся.) Но всё равно гораздо лучше, чем до Путина!

Если оценивать изменения в России с экономических позиций, то у нас сплошная «болтанка». И она связана не только с тем, что мы сидим на нефтегазовой игле и долгие годы даже не пытались с неё слезть. Нет понимания того, что нам делать с собственными ресурсами. Да, по большому счёту, зачем нужна экономика? Это спорт на обогащение отдельных лиц? Или экономика всё-таки нацелена на благо простых граждан - чтобы они могли комфортно жить, отдыхать, лечиться, развиваться и т. д. Мы даже на этот вопрос ещё для себя не ответили! Помните старый еврейский анекдот? Умирает еврей. Диктует завещание: «Хаиму я завещаю 1 млн долл., Изе - 5 млн, Абраше - 25 млн...» И тут его взгляд останавливается, и он, глядя вверх, произносит: «Господи, а где же я столько денег возьму?»

- И на что вы этим анекдотом намекаете?

- На то, что, как только мы поймём, зачем нам нужны деньги, мы будем думать о том, где их взять.

- Вы в муниципальной больнице давно в последний раз были? Вам непонятно, зачем государству нужны деньги?

- Нет, непонятно. Вот говорят, что нужно увеличить финансирование образования. А я не согласен! Пока у нас такие министры этого образования, такие исполнители бюджета этого образования - я не думаю, что в него нужно вкладывать хоть копейку! И с медициной то же самое. Пока там такая политика, не нужно финансировать медицину в первую очередь! Нам нужно определиться, куда мы хотим потратить деньги, какое будущее хотим видеть. Договориться об образе будущего - вот что сейчас важно.

- Кто и с кем должен договариваться?

- Власть уже начала это делать. Элита пока не подтягивается. А остальное общество страшно расколото по этому вопросу. Хоть и мало времени прошло  после гибели СССР, но другим образом жизни, который нам не по карману, обществу успели хорошенько промыть мозги. Вот поэтому мы имеем доморощенных почвенников, доморощенных либералов, которые с пеной у рта решают вопросы, вызывавшие усмешку ещё в XIX веке.

- Это какие же?

- Ну, например: славянофильство или западничество лежит в основе России? Но страна у нас громадная, плохо, трудно управляемая, не очень бедная, но со скверно распределёнными ресурсами. И, пока мы все не договоримся о том, как будем эти ресурсы тратить, нас будет колбасить.

Ну а кроме того есть вещи, против которых обыватель бессилен. Я про раскол общества опять же. Вот, например, недавно опубликовали список российских миллиардеров. Я хотел бы поздравить, например, Потанина - он оказался в числе одних из самых богатых россиян. И я ни на секунду не сомневаюсь, что он состояние тратит не только на потребу своему брюху, но и на благо общества. Но у меня всё равно остаются вопросы: как он своё состояние нажил, справедливо ли это в глазах остальных? У нас сейчас вопросов больше, чем ответов. Но мы почему-то эти вопросы стесняемся задавать. Не надо стесняться…