История заграничных странствий актрисы Чулпан Хаматовой все больше напоминает водевиль. Она делает новую попытку осесть в Латвии, где ранее у нее возникли проблемы из-за незнания языка.
Сбежавшая к Херманису
Напомним, сбежавшая из России весной 2022 года бывшая прима театра «Современник» Чулпан Хаматова поначалу прибыла в Ригу. Там народная артистка РФ и лауреат двух Государственных премий стала регулярно участвовать в антироссийских акциях, объясняя это так: «Я не смогу называть чужое горе, боль, чужую трагедию, гуманитарную катастрофу чем-то освобождающим. Я не смогу называть войну какими-то другими словами. Я боюсь возвращаться».
В столице Латвии Хаматову приняли в труппу Нового Рижского театра, который возглавляет режиссер Алвис Херманис.
Херманис много работал в России — в частности, в Театре наций ставил спектакль «Горбачев», в котором главная роль досталась Чулпан Хаматовой.
Актриса сетовала, что в Риге у нее резко сократились доходы, но ничего иного ей не предлагали.
Приз за роль про плохую Россию
Однако проблемы этим не ограничились. Хаматову планировали на главную роль в постановке пьесы украинского драматурга Натальи Ворожбит, но автор встала на дыбы, запретив русским играть в спектакле.
В июне 2022 года Хаматова представила в Новом Рижском театре спектакль Post Scriptum, сыграв сразу пять ролей. Если коротко, то получился этакий манифест о том, как в России все плохо и ужасно. При этом режиссер Херманис объявил, что на спектакле могут присутствовать только те журналисты, которые выступают против СВО.
За данное действо Чулпан Хаматова была удостоена латвийской премии «Ночь лицедеев» в номинации «Лучшая актриса».
«Творческая неудача»: как отменили спектакль из-за незнания языка
Далее должна была последовать премьера спектакля Gogolis. Nature Morte с Хаматовой в главной роли.
В анонсе на сайте театра говорилось: «Спектакль задуман как репетиция пьесы „Старосветские помещики“, в которой актеры попадают в атмосферу скромных будней героев. Любовная привязанность, которая царит между двумя стариками, оказывается сильнее времени, сильнее преходящих страстей и пустых идей, даже если мирная идиллия — это всего лишь полусон писателя». Было объявлено, что спектакль будет идти на латышском языке.
Но накануне премьеры на сайте Нового Рижского театра появилось объявление: «Новый Рижский театр отменяет спектакль Gogolis. Nature Morte, потому что на этот раз не получилось. Творческая неудача. В театре (как и в жизни) это имеет тенденцию происходить время от времени».
Причиной стало то, что, несмотря на все усилия, латышский язык Хаматова не освоила. В итоге стало ясно, что выпускать ее на сцену в такой ситуации никак нельзя.
«Вернется в фильм „Страна глухих“»
После случившегося Хаматова давала концерты для эмигрантов в США, побывала в Грузии, а теперь делает новую попытку обустроиться в Риге.
Как сообщает Rezeknes zinas, Новый Рижский театр объявил, что Хаматова примет участие в новых постановках коллектива.
«На 14 ноября в Малом зале НРТ запланирована премьера постановки режиссера Алвиса Херманиса „Страна глухих“. Это спектакль, в котором Чулпан Хаматова на латышском языке в сценической версии вернется в снятый в 1998 году Валерием Тодоровским фильм „Страна глухих“, в котором она в свое время прославилась как актриса», — говорится в сообщении.
Действительно, «Страна глухих» стала знаковой работой для молодой актрисы, хотя, справедливости ради, все награды за этот фильм собрала не Хаматова, а ее партнерша Дина Корзун.
Но дело не в этом. Обращение Херманиса к фильму 25-летней давности выглядит не как творческий шаг, а как «костыль», выданный Хаматовой. Мол, навыков актрисы в латышском языке как-нибудь хватит, чтобы потянуть роль глухонемой.
Если этот номер пройдет, то тогда господину Херманису предстоит порыться в миром творческом наследии, собрав роли, которые Хаматова сможет сыграть с минимумом слов на латышском.
Но, возможно, мы все неправильно понимаем, и Чулпан Хаматова пришла именно к той нише, к которой стремилась всю жизнь.
Как говорится в известном анекдоте, ты хотела стать артисткой — ты ею стала.