«Адъютант» своего народа. Ушёл великий Юрий Соломин

Народный артист СССР, художественный руководитель Государственного академического Малого театра Юрий Соломин. © / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

На 89-м году жизни скончался народный артист СССР, худрук Малого театра Юрий Соломин. В ноябре Юрий Мефодьевич потерял сознание дома, после чего он был экстренно доставлен в больницу, где медики диагностировали у него инсульт. Артист провел в медучреждении почти два месяца, после чего был выписан. Он ушел из жизни у себя дома. 

   
   

Сумел удивить королеву

В Советском Союзе Соломин стал известен после роли в фильме «Адъютант его превосходительства». Безупречно сыграл аристократичного офицера, а до этого в театре блистал в комедии в роли сапожника. Он же был первым, кто сыграл в нашей стране последнего русского царя Николая II. Он же в стенах Малого театра принимал английскую королеву Елизавету II. И сумел ее удивить своим подарком. Это о его Хлестакове среди московских театралов ходили легенды. Именно после этой роли старожилы Малого приняли молодого артиста в свой круг. А он придумал, как играть Хлестакова, пока ехал в автобусе, зажатый толпой, с авоськой в руке. Добираться из театра до дома ему приходилось два с лишним часа.

Он не почивал на лаврах и после прославившего его «Адъютанта...». Никогда не отрывался от народа, от молодежи — преподавал в «Щепке», со временем возглавил любимый Малый театр, у руля которого стоял 35 лет.

Во время своего последнего творческого вечера в марте 2023 года Юрий Мефодьевич поразил всех великолепной осанкой и голосом, которому не требовался микрофон.

При колоссальных нагрузках его не раз выручали гены, дальневосточная закалка. О своей малой родине в Забайкальском крае вспоминал часто.

Поступать в театральный поехал с папой

Будущий народный артист СССР родился в Чите 18 июня 1935 г. Здесь у школьника Соломина возникло желание стать артистом. А его любимым театром, хоть он там еще ни разу и не был, потому что не был в Москве, уже тогда стал Малый. И все благодаря увиденному в городском кинотеатре фильму «Малый театр и его мастера». В 1953 г. Юра отправился в Москву, чтобы поступить в Щепкинское училище. Никакое другое он не рассматривал, ведь уже тогда решил — хочет служить в Малом театре, рядом с теми артистами, которые потрясли его юношеское воображение.

   
   

На своем последнем творческом вечере в марте 2023 года, на котором посчастливилось побывать и корреспонденту aif.ru, Юрий Мефодьевич вспоминал: «Поступать в Москву из родной Читы я поехал вместе с папой. Прошел два отборочных тура, готовился к третьему. Но случилась неприятность — у папы на вокзале украли деньги и документы. Жить в Москве было не на что. Нужно было уезжать домой. Папа предложил пойти прямо к художественному руководителю курса — Вере Пашенной. Я попал к ней на прием и объяснил, что либо она берет меня сейчас на курс без третьего тура, либо я уезжаю домой. Она улыбнулась и сказала: „Ну, оставайся!“»

В итоге наставницей Соломина в Театральном училище им. Щепкина стала легендарная Вера Пашенная, чье имя знала вся страна. А сама актриса знала по имени-отчеству всех 700 человек — актеров и сотрудников Малого театра, в котором служила с 1907 г. Юрий Соломин, который был очевидцем феноменальной памяти Пашенной, вспоминал: «На вопрос, как ей это удается, отвечала: «Со мной каждый в театре при встрече здоровается. А я в ответ что, буду отвечать: „Здравствуй, душечка?“»

Роль царя ему «подарил» Смоктуновский

В 1957 г., прямо со студенческой скамьи, Юрий Соломин был принят в труппу Малого, которому он ни разу не изменил. Прослужил здесь 66 лет, из которых 35 лет стоял у руля старейшего русского театра. Первой серьезной работой стала роль сапожника Пэпино в комедии Мдивани «Украли консула!». Потом был Хлестаков в гоголевском «Ревизоре». А вскоре он перевоплотился в Кисельникова в «Пучине» Островского, где за один вечер проживал жизнь своего персонажа от юности до старческого безумия. Особое место в творчестве артиста занимает роль царя Фёдора в знаменитом спектакле «Царь Фёдор Иоаннович» по трагедии А. К. Толстого. Первым исполнителем был И. М. Смоктуновский. На спектакль было невозможно достать билеты. Но вскоре Смоктуновский, не сказав ни слова, ушел во МХАТ к Ефремову, и на роль ввели Соломина. Актеру пришлось вводиться на сложнейшую роль за 10 дней и в обстановке, когда режиссер, ставивший этот спектакль для Смоктуновского, не хотел там видеть молодого Соломина. В день спектакля в кассе толпились люди. Они не спрашивали билет — они пришли сдать дефицитные билеты, ведь уже было известно, что Смоктуновский из театра ушел. И лишь когда вышел администратор и объявил, что главную роль в спектакле исполнит «Адъютант его превосходительства», толпа схлынула. И ни один билет не был сдан.

Соломин играл царя Феодора Иоанновича почти 30 лет. А в 1990 г. в Малом поставили пьесу С. Кузнецова «И аз воздам...», рассказывающую о последних днях жизни Николая II и его семьи. За эту тему, бывшую до того запретной, российский театр брался впервые — она открывала неизвестные для многих страницы истории. И первым, кто сыграл в нашей стране Николая II, был Юрий Соломин.

Юрий Соломин в роли Федора Иоанновича (в центре) и Виктор Коршунов в роли Бориса Годунова (слева) в сцене из спектакля "Царь Федор Иоаннович". Государственный академический Малый театр России. Фото: РИА Новости/ Владимир Вяткин

Подарок для английской королевы

А спустя несколько лет, в 1994 году, Соломин, уже будучи руководителем Малого театра, с удивлением узнал, что английская королева Елизавета II, которую ждали с визитом в Россию, изъявила желание провести встречу с дипломатическим корпусом в стенах Малого театра. Позже Соломин вспоминал, как они всем коллективом ломали голову, что подарить монаршей особе. В итоге решили преподнести ей палехскую шкатулку с изображением Малого театра. Соломин сам вручил подарок и отметил, что Елизавета II посмотрела на него с удивлением. Это его беспокоило, что же они не так сделали. Все встало на свои места, когда один из сопровождающих королеву удивленно спросил: «Откуда вы знаете, что королева коллекционирует шкатулки?» А вскоре Соломину пришла посылка из Англии с фотографией Елизаветы в день коронации и ее личным автографом. Мэтр повесил ее в театре в кабинете... И продолжил удивлять зрителей.

Из всех театральных жанров у Соломина оставался неохваченным водевиль. И мэтр сыграл в нем в начале двухтысячных, исполнил роль смешного и трогательного актера-неудачника Сен-Феликса в водевиле «Таинственный ящик».

От усталости забыл, в какой город должен ехать на поезде

Соломин был удивительно предан театру. Даже когда у него начались активные съемки в кино, он не позволял, чтобы театр ушел на второй план. Это требовало колоссального напряжения сил — совмещение работы на съемочной площадке и игра в репертуарном театре. Соломин воспоминал, что за сутки на самолете он мог побывать в трех городах, потому что ему надо было объять необъятное. Но однажды, идя в Ленинграде пешком с киностудии на Московский вокзал, он с ужасом остановился от того, что не мог вспомнить, куда же сейчас он должен отправиться на поезде. Пришлось достать билет, чтобы освежить память. Он тогда сильно испугался. Но обороты не сбавил. Поэтому рядом с его театральными работами список из более 60 киноработ.

Съемки в кино приходилось втискивать в плотный театральный график. И лишь для единственного фильма тогдашний режиссер Малого Михаил Царев дал Соломину официальный отпуск почти на полгода. «Езжай, это же Куросава», — сказал он артисту, когда он узнал, что прославленный японский мастер из сотен актеров выбрал на главную роль Соломина.

Кадр из фильма «Дерсу Узала» (Мосфильм, 1975 год). Режиссер-постановщик — Акира Куросава. Дерсу Узала — актер Максим Мунзук, актер Юрий Соломин в роли Арсеньева.

В итоге картина японского режиссера Акиры Куросавы «Дерсу Узала», главную роль в которой — путешественника Владимира Арсеньева — сыграл Соломин, в 1976 г. получила «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». К слову, у самого Куросавы отношения с Голливудом были непростые: приглашенный работать туда, Куросава расторг контракт с продюсерами по идейным соображениям, заплатив огромную неустойку.

На своей мартовской творческой встрече картине «Дерсу Узала» Соломин посвятил отдельный рассказ.

— Когда Акира Куросава приехал в СССР для съемок «Дер­су Узала», «Мосфильм» представил ему шесть популярных советских артистов для выбора на главную роль. Я был шестым в списке. Куросава попросил продемонстрировать лучшие киноработы кандидатов. Потом мне рассказали, что ему показали две серии «Адъютанта его превосходительства», после чего он решил посмотреть сериал целиком. И утвердил меня на роль без всяких худсоветов.

А вот артиста на роль охотника Дерсу Узала искали долго, пока на пробы не позвали актера Максима Мунзука из Тувы. Помню, как он впервые заглянул к нам со словами: «Здратути!» И мы все покатились от хохота. Потом мы с ним очень подружились.

«Я следил и слежу за политикой»

Юрий Мефодьевич был человеком с активной гражданской позицией. Артисты Малого театра одними из первых отправились с гастролями в освобожденные в ходе СВО районы. Кроме того, театр стал участ­ником проекта «Открытый занавес» — когда средства от продажи билетов на спектакли шли на помощь беженцам из ЛНР и ДНР.

На той памятной встрече 2023 года Соломин делился:

— Я следил и слежу за политикой. И очень переживаю, видя, какое уродство и безобразие творит украинское руководство. Киев бросает воевать стариков, многие из которых тут же сдаются в плен. А как относиться к новостям о том, что на Украине отлавливают 16-летних ребят, хотя они не хотят идти в армию, прячутся?

Как только был освобожден Луганск, наш театр поехал туда с двумя спектаклями Островского. Хотя нашлись отдельные личности, которые пытались на эти гастроли не поехать. Но я сказал твердо: «Либо ты едешь, либо уходишь, а мы введем на эту роль нового исполнителя. Другого варианта быть не может». И этот артист остался. Я сейчас слежу, во что он вырастет дальше. Его решение остаться с театром меня вдохновило — значит, не зря он учился у нас в училище, не зря работал много лет с нами.

От себя добавим: не зря Юрий Соломин стал артистом, наставником, организатором. Он так много успел, так много оставил после себя выдающихся ролей, добрых дел и начинаний во славу русского театра и кино, которым он был бесконечно предан.