Из прожитых 34 лет почти 30 он выступает с концертами. Максим Венгеров даёт десятки концертов в год, играя в лучших залах планеты. И не только на скрипке - он освоил и альт, и барочную скрипку. А 21 февраля, в рамках празднования 30-летнего юбилея оркестра «Виртуозы Москвы», Венгеров встанет за дирижёрский пульт.
- В моей жизни маэстро Владимир Спиваков сыграл большую роль. Помню, как Спиваков и его «Виртуозы» приезжали в Новосибирск, и я, маленький мальчишка, наслаждался звучанием этого оркестра и самим маэстро. Поэтому я очень благодарен Спивакову за предложение подирижировать его оркестром.
- А до музыки ли сейчас людям, Максим?
- Во все времена в кризисные моменты первое, к чему обращались люди и что их в итоге спасало, - это духовность. Так что и хорошая музыка, и хорошая литература будут по-прежнему востребованы. И мне поступает очень много предложений на 2009 год.
Ремень для гения
- Вы, как и ваш коллега скрипач Вадим Репин, родились в Новосибирске, Денис Мацуев родом из Иркутска. В Сибири климат благоприятный для рождения музыкальных гениев?
- Да, что-то там в воздухе витает. В том же Новосибирске и оркестр потрясающий, и оперный театр, и балетная труппа. Мама моя - директор местного хора. А я рос среди музыкантов симфонического оркестра, которым много лет дирижировал Арнольд Кац. В этом оркестре мой отец играл на гобое. И это погружение в музыку помогло мне сформироваться как музыканту.
- Галина Вишневская, будучи в гостях у главного редактора «АиФ», рассказывала, что воспитать гениального музыканта может только та мать, у которой в одной руке - ремень, а в другой - пузырёк с валерьянкой.
- (Смеётся.) Да, на Западе такие факты приходится скрывать, потому что здесь более популярно утверждение: если ребёнок действительно талантлив, то он сам проложит себе дорогу к успеху. Но знаете, на Бога надейся, а сам не плошай! Чем больше талант у ребёнка, тем больше нужно в него вкладывать. И я очень благодарен моим родителям, которые, несмотря на свою занятость, приходили вечером с работы и находили силы позаниматься ещё и со мной часов 5-6. Физических наказаний не применяли, но ремень всегда висел на пульте рядом с нотами (смеётся).
«Живу в самолёте»
- Где сегодня то место, которое вы называете своим домом?
- Мои вещи разбросаны как минимум в пяти местах - в германском Саарбрюккене, в Амстердаме, в Монако, в швейцарском Лугано, где живёт мама, и в Израиле. Но и в этих домах я очень редко бываю - слишком много гастролей! Так что в основном живу в самолёте.
- Музыкант - живой человек и, естественно, устаёт. А может ли уставать инструмент?
- Инструмент устаёт чудовищно! И от концертов, и от перелётов, и от малейших изменений погоды. Дерево деформируется. А малейшая деформация отражается на звучании. Однажды я играл концерт в Токио, и инструмент от усталости начал капризничать. Мама, сидя в зале, видела, что я сражаюсь за каждый звук. В перерыве она подошла, взяла скрипку и начала что-то ей шептать. Вы не поверите, но во втором отделении скрипка звучала!
- Молодые музыканты - участники программы «Новые имена» признавались, что для них самым сложным было вынести то бремя славы, которое свалилось на их детские плечи. Вы впервые выступили с концертами в 5 лет…
- Так точно! Когда в 6 лет впервые приехал в Москву, я себя ощущал звездой. А как же! В сопровождении симфонического оркестра я исполнял серьёзные произведения. И вот после концерта в Москве я получаю не разгромную, но очень серьёзную критику. Мою игру разбирали как игру взрослого музыканта. И, знаете, меня это так задело! Тут уж было не до звёздности.
- В Москве вы выступите как дирижёр. Ваша сольная карьера завершена?
- Пришёл момент, когда нужно двигаться дальше. Впервые я почувствовал это в 20 лет: всё, на своём уровне я достиг совершенства! К счастью, в тот период я встретился с Мстиславом Ростроповичем, и он дал мне новый импульс. Потом каждый раз, упираясь в «потолок», я искал для себя новые сферы в музыке. И в итоге пришёл к дирижированию.
А началось всё, кстати, ещё в детстве. Я сидел на репетициях оркестра, слушая, как играет отец, смотрел на дирижёра и мечтал стоять на его месте. Однажды я подошёл к дирижёру Арнольду Кацу и сказал: «Я хочу стать таким же, как ты». «Но сперва ты должен научиться играть на инструменте», - ответил он. Так что скрипачом я стал совершенно случайно! (Смеётся.)
ДОСЬЕ
Максим ВЕНГЕРОВ родился в 1974 г. в Новосибирске. В 1989 г. вместе со своим учителем профессором Новосибирской консерватории Захаром Броном и другими его учениками уехал в Германию (г. Любек). Лауреат множества международных музыкальных премий, в том числе «Грэмми» (2004 г.). Играет на скрипке Страдивари 1727 г. «Крейцер». Неофициально считается самым высокооплачиваемым скрипачом в мире. В 2008 г. закончил карьеру исполнителя, сосредоточившись на педагогической деятельности, дирижировании. Холост.
Смотрите также:
- Олег Полтевский: «Мы привозим в Москву лучших исполнителей мира, которые почти не известны у нас» →
- Игорь Бутман: задача джазменов – затмить рэп и другие направления →
- Юрий Башмет: «Успех на Западе -это патриотизм!» →