Олег Басилашвили: «Убить в себе крепостного, научиться выбирать - вот главный путь выхода из кризиса»

   
   

Уважения нет!

- Олег Валерианович, сейчас в мире бушует кризис. Настоящая культура и так пребывала не в лучшем состоянии. Теперь же можно говорить о том, что наступают совсем плохие времена?

- Возможно, будет совсем плохо, а возможно, и не совсем. У нас существует стабилизационный фонд, который проклинали все, кому не лень. Но вот благодаря этой заначке мы пока живём неплохо в условиях страшного кризиса. И должны сказать спасибо всем, кто изобрёл этот стабилизационный фонд, кто крепко держался, несмотря на самые яростные призывы отдать его народу. Вот теперь этот фонд и идёт в народ.

Что касается культуры, то сейчас она переживает довольно сложный период. Советская власть отлично понимала - культура является идеальным инструментом идеологического воздействия на массы. Поэтому эта сфера хорошо снабжалась, и все театральные и кинопостановки чётко контролировались с позиции идеологии. И при всём жесточайшем диктате некоторые художники часто создавали подлинные шедевры. Сейчас подобного идеологического диктата не существует, и слава богу! Но в нашей Конституции записано: культура свободна. То есть, ребята, делайте, что хотите, но и снабжайте себя, как хотите.

Государство обязано понимать: культура и религия - единственные инструменты, которые вырабатывают в народе совесть, чувство единения с окружающими, доброе отношение друг к другу. Без участия государства в проблемах культуры мы не сдвинемся с места ни на шаг, какой бы успешной ни была экономика в стране. Вне культуры государство гибнет, ибо экономикой занимаются в таком случае безнравственные люди.

Сегодня необходимо задуматься и о подготовке кадров в сфере культуры. Нужно повышать зарплаты с целью привлечения лучших специалистов, которые могли бы воспитывать студентов в духе противостояния пошлятине, фабрикуемой во имя прибыли и поглощаемой большей частью зрительской аудитории. Пошлятине, превращающей граждан России в ржущее стадо. Необходимо, чтобы все - от президента до последнего бомжа - вспомнили фразу Дмитрия Лихачёва: «Существование государства и целых народов вне культуры абсолютно бессмысленно». Можно привести ряд примеров из истории, когда подлинная культура заменялась эрзацем, и государство гибло. Ибо культура - это тот духовный клей, который склеивает людей в единую массу, называемую нацией. Мне кажется, распад Советского Союза был вызван прежде всего тем, что подлинную культуру слишком долго подменяли сталинской эрзац-культурой. Если и в России править бал будет по-прежнему эрзац, то её ждёт то же самое.

- Но ведь этот эрзац уже существует - дети смотрят зарубежные мультфильмы, играют в американских героев, читают «Гарри Поттера».

- Да, предпринимателю выгоднее купить готовую книжку за границей, заплатить за груз определённую сумму, перепродать и иметь прибыль, нежели пригласить художника, купить бумагу, заплатить типографии и автору и выпустить собственный продукт. Но ведь мы - народ российский, у нас своя культура, и нельзя её заменять американской, китайской или японской. Мы должны быть знакомы с ними, но у нас должно быть своё. А сегодня своего мы почти не знаем. О чём это говорит? О деградации нашего народного сознания, которое должно быть реконструировано. Возьмите шотландцев, французов... Они знают свои танцы, песни. А нам не привита любовь к родному, уважение к памяти наших предков, тех, кто погиб, например, на Бородинском поле или в ГУЛАГе. Мы недостаточно и неумело говорим о нашем прошлом, и каждый из нас не чувствует себя обязанным перед тенями тех людей, которые защищали Россию, создавали её. А уважение это воспитывается с малолетства.

   
   

Мы рабы?

- Возможно, стремление походить на весь мир сразу - это проблема нашей, как вы говорили, «рабской психологии»?

- Действительно, у многих российских граждан в генах заложено рабское понимание мира. Ещё начиная с эпохи древлян народ делился на князей и смердов, господ и рабов. В момент революции народ был свободен, а затем его опять закабалили. Я помню время правления Сталина. У колхозника отбирали паспорт, и он не имел права покинуть деревню. В городе такого беглеца милиция могла тут же арестовать. Это было точно такое же крепостное право, как в XVIII или XIX веках. Люди работали не на себя, а на государство за галочку, а жили только за счёт своих шести соток. Крестьян отучили быть хозяевами своей жизни, своей земли, своей судьбы. Поэтому крепостной исправно голосует за твёрдую руку, за барина, который скажет: «Делай так! А сделаешь не так, я тебя буду сечь». А вот сознание свободного хозяина, который отвечает за себя сам, пока у нас не воспитывается. А как его можно воспитать? Только посредством демократических законов, которые обеспечивают человеку подлинную свободу. Постепенно мы научимся быть свободными. Но эту работу надо начинать хотя бы со свободных выборов губернаторов. Мне возражают: «А народ бандитов избирает!» Да, и бандитов. Но ведь - народ! Раз выберет бандитов, два выберет, а потом задумается и поймёт, что необходимо за честных голосовать. Люди должны научиться избирать. Плюс реформа прокуратуры, суда, армии. Чтобы все могучие стрелы этих организаций были направлены против тех, кто покушается на права простого российского гражданина. Вспомните: Моисей водил евреев по пустыне 40 лет. Он их водил до тех пор, пока они не освободились от внутреннего рабства, которое египетский фараон вбил им в мозжечок. А сколько нам надо ходить, чтобы воспитать поколение с новым сознанием?

США - не пример

- Вот вы говорите о демократии, но сегодня, как сказал Марк Захаров, для многих это слово уже ругательное.

- Просто никто не понимает, что такое демократия. На мой взгляд, демократия - это инструмент, при помощи которого разные слои общества могут прийти к единому решению и следовать ему в своей деятельности. Демократия - это не способ жизни, а орудие, с помощью которого этот способ выбирается.

- Наш простой люд часто сваливает свои проблемы на других. Сейчас, к примеру, многие сограждане совершенно серьёзно обвиняют во всех бедах России США. Мол, все проблемы наши от того, что Штаты диктуют миру, как жить.

- Да пусть они диктуют. Но почему мы должны слушать этот диктат? Мы должны развивать свою промышленность, сельское хозяйство, которого фактически уже нет. На гигантских просторах, называемых Россией, есть несколько городов, которые живут за счёт продажи газа и нефти. Всё остальное почти вымерло. Так давайте создадим закон, чтобы выгодно было не переправлять доллары в США, а на них строить предприятия, от которых шла бы реальная прибыль. Чем смелее, чем свободнее будет чувствовать себя гражданин России, тем больше энтузиазма проявит он при нападении врага на нашу страну, потому что ему будет что защищать. Сейчас защищать большинству населения России нечего. И это громадная угроза.

Я вообще не очень понимаю, что это за соперничество у нас с США, глядя на небоскрёбы, которые мы возводим в наших городах. Что за провинциальный комплекс неполноценности заставляет нас доказывать, что мы ничем не хуже Нью-Йорка? Но ведь Нью-Йорк - это Нью-Йорк, а Москва - это Москва. У нас в тысячу раз красивее, чем у них. А у них в тысячу раз красивее, чем у нас. Нет, мы всё равно хотим поставить небоскрёб, как у них, но всё время говорим, что они плохие. Так не громоздите этот небоскрёб!

Досье

Олег Басилашвили. Родился в Москве в 1934 г. Народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР за фильм «Служебный роман». С 1959 г. служит в санкт-петербургском БДТ им. Г. Товстоногова. Награждён орденом Мира, «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Смотрите также: