Борис Гребенщиков: «Ребята, давайте обустроим мир»

   
   

«Бегство» в Индию

- Почему вы сбегаете из страны в канун юбилея?

- Слово «сбежать» здесь не очень подходит. День рождения каждый человек должен проводить в тех условиях, которые наибольшим образом порадуют и его самого, и его близких. А поскольку мне приятнее находиться в чистом, ясном, прозрачном месте, то я нашёл именно такое.

- Вы признались в одной из песен: «Мама, я не могу больше пить». Может быть, и это обстоятельство сыграло роль в вашем желании уехать?

- Отчего же? Я получаю массу наслаждения, находясь в обществе пьющих людей. Правда, в свой прошлый день рождения я в течение 4 часов сидел и разговаривал с очень интересным собеседником - профессором, специализирующимся по Древнему Китаю. А все гости вокруг меня всё это время пили-пили-пили. И я пришёл к выводу, что, наверное, проще где-то сидеть в одиночку. 

- Чем вызвано ваше увлечение Востоком и буддизмом, в частности? Православие отвечает не на все вопросы, которые вы хотели бы задать?

- То, что меня интересует, с православием никак не связано. Православие - это то, в чём я существую (как правильно славить Бога). А мне интересна конкретная возможность сделать себя лучше. На Востоке занимаются этим на несколько тысяч лет больше нас, поэтому там существует огромное количество практик, которые реально помогают в жизни.

   
   

- Это не значит, что вы разочаровались в музыке и будете заниматься чем-то другим?

- Музыка меня интересует в первую очередь. Более того, чем дольше живу, тем больше она меня интересует. Я в ней всё больше и больше вижу.

К сожалению, замечаю, что музыка, в окружении которой я прожил большую часть своей жизни, становится предметом купли-продажи. И поэтому перестаёт играть ту роль, которую ей некогда отводили. Но также я замечаю, что огромное количество совсем молодых людей начинает совершенно справедливо слушать не какой-то уже покрытый пылью рок или что-то ещё, а то, что называется этномузыкой или world music. Это меня очень радует.

- Питер всегда слыл колыбелью не только революции, но и русского рока. Но сегодня на рок-н-ролльном фронте нет никаких ярких прорывов. С чем это связано? Куда подевались рок-бунтари?

- Я очень надеюсь, что они хорошо осознают, что не нужно никуда лезть. Хорошая музыка (и вообще искусство) вполне может существовать без того, чтобы о ней писала каждая газета. Если кто-то из этих рок-бунтарей созреет, то признание к нему рано или поздно придёт. Один мастер соул-музыки как-то заметил: «Революцию не будут показывать по телевизору». И здесь я с ним абсолютно согласен. 

Сегодня по телевизору показывают не личностей, а продукты. То, что на самом деле интересно, остаётся достоянием небольшого числа людей. Клод Дебюсси всегда призывал к тому, чтобы музыка была эзотерическим искусством. То есть простым людям недоступным. Рациональное зерно в этой идее есть. Мне кажется, что к интересным вещам нужно самому прийти. Не нужно, чтобы тебе их насильно заливали в уши, горло и нос 24 часа в сутки.

 

Нечего терять

- Признайтесь, как переживаете финансовый кризис?

- Мне очень повезло, потому что к моменту начала кризиса у меня просто не было никаких сбережений. А на людей, у которых нет денег, кризис не действует. Это венец свободы - когда нечего терять.

- В вашей песне «Поезд в огне», написанной в конце 80-х, был выведен очень точный образ России. Сегодня наш поезд по-прежнему в огне, нам также «не на что больше жать и некуда больше бежать»?

- У нас такое количество людей, которые жмут на всё что угодно, что уже, по-моему, перестали работать педали. Но я абсолютно уверен в том, что мы живём в прекрасной стране, в довольно интересное время. Потому что если посмотреть на последние сто лет, то период, который мы переживаем последние лет десять, самый тихий, мирный, плодотворный. Мне с детства хотелось сказать: «Ребята, мы живём на самом деле в очень неплохом мире. Почему бы нам не взять и не обустроить его немного?» Это то, до чего в России руки не доходили много сотен лет.

Борода обществу не помеха

- Вы всегда были плодовитым автором. Сегодня вы так же активно пишете песни? Когда ждать следующего альбома «Аквариума»?

- Следующий альбом «Аквариума» «Лошадь белая» выходит, наверное, 1 декабря.

- Вы как-то признавались, что часто толчком к написанию песни является красивое сочетание слов.

- Я был не до конца точен, говоря это. Потому что для написания песен нет толчков. Просто в какой-то определённый момент жизни то, что в глубине души очень давно созревало (оно может созревать годами и десятками лет), начинает искать слова. Слова, которые рождаются первыми, и служат началом новой песни.

- Вы то отращиваете бороду, то вновь её сбриваете. Чем вызваны эти изменения внешности?

- С бородой я удивительно постоянен. Потому что она у меня растёт уже лет десять. И, по-моему, не сильно мешает обществу (смеётся).

ДОСЬЕ

Борис Гребенщиков окончил факультет прикладной математики и процессов управления Ленинградского государственного университета им. Жданова. Работал в НИИ социологии. Создал группу «Аквариум» в 1972 г. После выступления на тбилисском рок-фестивале в апреле 1980 года исключён из комсомола, снят с должности младшего научного сотрудника. В 1989 году одним из первых русских рок-музыкантов записывает англоязычный альбом «Radio Silence» совместно с Дэйвом Стюартом из Eurythmics. В марте 2005 г. выступил организатором встречи ряда рок-музыкантов и продюсеров с Владиславом Сурковым, замглавы администрации президента. На 50-летие получил орден «За заслуги перед Отечеством» (IV степени).

Смотрите также: