Дмитрий Глуховский: «Метро 2034» выйдет весной 2009 года»

   
   

- Говорят, что писатель живет со своими героями, с тем миром, который создает. Как Вы с Вашими монстрами уживаетесь? Вас самого после ваших книжек кошмары не мучают?

- Нет, я хорошо сплю, спасибо! Монстры сидят в железных клетках, я выпускаю их только на несколько часов в сутки, пока пишу книгу. В остальное время они спят в своих вольерах и ничем меня не тревожат.

- Дмитрий, что подтолкнуло к теме «Метро 2033»?

 - «Метро 2033» началось с моих ежедневных поездок в школу и из школы (час в один конец) на метро и с компьютерной игры Fallout – тогда еще первой ее части. Эти два моих преобладающих времяпрепровождения естественным образом наложились одно на другое, и в голове сама собой родилась мысль – а что если ядерная война затронет Москву? На что будет похожа наша жизнь, сумей мы ее сохранить? Когда я узнал, что Московское метро – это огромное противоатомное бомбоубежище, ответ сам пришел мне в голову. Тогда же и зародилась идея книги.

- Когда выйдет игра по «Метро 2033»?

- Игру делают создатели первого «Сталкера» - киевская команда «4A – Games». Называться она будет «Metro 2033: The Last Refuge». Издавать и распространять ее по всему миру станет компания THQ – третий в мире издатель компьютерных игры. Выйдет она осенью следующего года. По жанру будет близка к Half Life – трехмерный шутер с элементами RPG. То, что я вижу уже сейчас – а я наблюдаю за процессом работы над игрой постоянно – заставляет думать, что у ребят выйдет настоящий маленький шедевр. Сайт проекта – https://www.4a-games.com.

- Дмитрий, как обстоят дела с фильмом о «Метро2033»? Кому именно решено продать право на экранизацию?

- Вы уж извините, но сейчас я пытаюсь продать права именно американцам. Среди американских режиссеров есть такие, что могут и умеют найти компромисс между форматом и искусством. Главная проблема наших режиссеров – нехватка денег, а кроме того, они еще и банально не умеют снимать блокбастеры. А ведь «Метро 2033» должно быть именно блокбастером, чтобы не разочаровать зрителей. Специалисты подсчитали, что минимальный бюджет фильма по этому роману составит 30 миллионов долларов. В российском прокате такой фильм окупиться не сможет, это однозначно. Нужен прокат всемирный, а его можно обеспечить только для фильма, снятого в США.

- Сейчас можно ли прочитать начало «Метро 2034»? Если да то где?

- Начиная с этой среды те главы, которые уже написаны, доступны на сайте проекта M2034.RU и в моем Живом Журнале – dglu.livejournal.com

- А когда выйдет «Метро 2034» на бумаге?

- По плану – весной 2009 года. Думаю, где-то в середине апреля.

- Насколько тесно сюжет «Метро 2034» переплетаться с «Метро 2033»?

- Переплетаться не будет почти совсем. Разве что чуть перекликаться. Вообще же, это будет совершенно иная книга – другие герои, другая философия, другой жанр даже. С моей точки зрения, не имело никакого смысла лепить сиквел точно по образу и подобию первой части, даже если бы это гарантировало книге коммерческий успех.

- Кто будет главным героем  «Метро 2034»?

- Что касается главного героя – «Метро 2034» будет книгой экспериментальной, и героев в ней будет несколько, а переплетение их судеб станет главной интригой романа. Хантер, один из основополагающих персонажей «Метро 2033», станет важнейшей фигурой и «Метро 2034».

- Как быстро вы планируете написать «Метро 2034»? Как часто думаете публиковать новые главы?

   
   

- Думаю, на создание одной главы у меня будет уходить около двух недель. Публиковать новые главы на сайте планирую такими же темпами – раз в две недели. Это если не произойдет никакого форс-мажора. Сами знаете, человек предполагает...

- Почему так мало женских персонажей в написанных вами книгах?

- Женские персонажи в романе «Метро 2034» будут непременно, и уже есть. Просто раньше побаивался их писать, думал, выйдет угловато, не смогу передать женского флера, очарования. Что касается похожести меня и моих персонажей, она, разумеется, есть – в определенной степени. Чтобы герой был похож на живого человека, он должен перенять частичку души автора. Иначе выйдет глиняный голем.

- Как будут состыкованы некоторые моменты. К примеру, в первой книге говориться, что Севастопольская необитаема, а во второй говориться обратное?

- Все спорные моменты будут самым изящным образом нивелированы, можете в этом не сомневаться. О Севастопольской, прошу отметить, в «Метро 2033» именно говорится – второстепенными персонажами, и в качестве байки, мифа – что она необитаема. Истина не всегда соответствует слухам, тем более в мире, где информация постоянно искажается. Мир «Метро» таит в себе еще множество загадок, можете быть в этом уверены.

- Вы писали, что саундтрек будет делать Дельфин. Только ли его музыка будет использоваться? Это будут специально записанные им для проекта композиции, или будет использоваться альбомный материал, может и немного переработанный?

- К старту проекта «Метро 2034» приурочен релиз совершенно новой композиции Дельфина. Он специально создал ее для проекта под впечатлением от первых глав романа. Там и поэзия, и музыка, и акустический эксперимент. Я изначально оговорил с Дельфином, что никак не буду задавать формат саунда, и у него полная свобода творчества. Длительность первого трека – более 11 минут. Остальные композиции планируется также написать специально для книги. Готовый материал, оставшийся от прежних альбомов, использоваться не будет.

- Дмитрий, будет ли «Метро 2034» издано в переплете или в обложке, как «Метро 2033». Будет ли аудиокнига?

- «Метро 2034» планируется в твердой обложке и в двух форматах – более дешевом, удобного для переноски размера, и в премиум-формате, размером с предыдущую книгу и с диском саундтрека в комплекте. Аудиокнигу делать не буду, потому что продаются они из рук вон плохо, а трудозатраты очень большие, да и в производстве они недешевы.

- Дмитрий, роман «Метро 2034» будет уже третьим вашим большим произведением, скажите, насколько и в какую сторону вы сами изменились за это время как писатель?

- Мне хочется верить, что все это время я продолжаю расти. Роман «Сумерки» коренным образом отличается от «Метро 2033», и «2034» должен стать новым шагом вперед. Даже не говоря о развитии моего языка, образности, поэтики, между книгами есть явные различия: я учусь выстраивать сложные сюжеты, и идейная составляющая новых романов уже не лежит на поверхности. Кроме того, в «Метро 2034» будет введена романтическая линия, которой не было ни в одном из предыдущих романов. Что касается читателей, то они скорее играли роль редакторов, чем соавторов предыдущих книг. Гораздо важнее то, что, публикуя книги в Сети, я подпитываюсь их энергией, они вдохновляют меня на продолжение работы. За что всем вам огромное спасибо!

- В книге изложена только одна из возможных катастроф. Вариантов исхода человечества может быть множество. А возможен ли рай на Земле? В «Машине времени» Уэллса существовал прекрасный наземный и уродливый подземный миры. Возможно ли создание только наземного счастья для всех без исключения?

- Возможно, как-нибудь я возьмусь за написание утопии, но пока мне это малоинтересно. Земные модели счастья для всех почти никогда не действуют. Ни принудиловка в советском стиле, ни идеальное общество по-скандинавски не делают счастливыми всех людей в обществе. В Швеции один из самых высоких в мире уровней самоубийств, в Финляндии алкоголизм, во Франции – арабские погромы. Удовлетворения материальных потребностей недостаточно и вообще необязательно для того, чтобы человек чувствовал себя счастливым. И в мире нет государств, которые ставили бы перед собой задачу осчастливить своих граждан. Готовых рецептов всеобщего счастья у меня нет.

- В «Метро 2034» будет рассказано о не упоминавшихся в предыдущей книге станциях? Будут ли раскрыты тайны, оставшиеся от «Метро 2033» (про книгу, которую искали в библиотеке, про буровую машину)? Хотелось бы также побольше узнать о  наземной Москве. В «Метро 2033» была карта метро, а не будет карты Москвы (с указаниями, где какие группировки мутантов живут)?

- Часть сюжетных линий (в особенности линия Хантера, который якобы погибает в предыдущей книге, но воскресает в сиквеле) будут продолжены и раскрыты. Некоторые загадки так и останутся неразгаданными. Я вообще считаю, что давать ответ на все вопросы неверно. Человечек нуждается в тайнах. Как только все ответы будут даны, загадки перестанут будоражить ваше воображение, и начнут забываться.

- Финал «Сумерек» вызывает ассоциации с финалом «Чапаева и Пустоты». Скажите, Пелевин оказал какое то влияние на ваше творчество?

- Пелевина я перечитал всего, и начал им интересоваться еще со времен «Принца Госплана». Определенное влияние он на меня, разумеется, оказал. Особенно сильно, думаю, оно ощущается в «Метро 2033». Но куда большее влияние имела на меня латиноамериканская литература. Что же касается финала «Сумерек», то мне он как раз кажется оригинальным. Если что и роднит его с «Чапаевым и Пустотой» - это открытость, отсутствие Точки. Но для такой книги многоточие было единственным вариантом концовки.

- Будет ли Subway 2033?

- Нью-Йоркская подземка неглубокая, и бомбоубежище из нее никакое. Нет, в ней никто не спасется, извините уж.

- Какова конечная участь человечества во вселенной «Метро 2033»?

- Думаю, рано или поздно жизнь наладится. На Москве свет клином не сошелся. Есть еще деревня Грязево в Омской области...

Смотрите также: