- Владимир, признайтесь, как-то особенно будете отмечать юбилей?
- Как обычно, в ресторане с друзьями. Для меня очень важно правильно его подготовить. Чтобы это было интересно и весело. Я в последнее время ввёл странную моду - на свой день рождения сам дарю подарки. Не то чтобы важные, но приятные.
«Не предаваться унынию»
- Финансовый кризис - лично вас коснулся?
- Пока нет. Но ситуация настолько сложная: не знаешь, что будет завтра. Экономика уже давно является, с одной стороны, фактором, влияющим на психологию общества, с другой - фактором, зависящим от психологии, от массового сознания. Поэтому очень важно не предаваться унынию. Но и, конечно, понимать - времена наступают в любом случае серьёзные.
- В своём блоге в Интернете вы советуете не поддаваться панике, а наслаждаться сезоном трюфелей. Звучит цинично.
- Здесь в чём смысл? Трюфели - это грибы, которые ищут с помощью свиней. То есть когда ешь трюфель - думай: ведь его нашла свинья! Имеется в виду - насколько в нашей жизни переплетены грязное и прекрасное. Там было ещё про Алексея Кудрина: он допустил принципиально важную ошибку, когда размещал деньги из стабфонда в США. Кудрин, с одной стороны, нашёл самую стабильную экономику, но не учёл фактор политический. Сейчас я не очень себе представляю, как вытащить эти деньги из Америки, учитывая наши сложные отношения. Будь Стабфонд, например, в Арабских Эмиратах, то всё было бы гораздо проще.
- Вы также дали людям совет: «Ни в коем случае не смотрите на поведение бирж, не читайте газет, не включайте телевизор». Но - как?
- Загородитесь знанием. Когда говоришь с какими-нибудь профессионалами, они тебе говорят: «Ну какую же глупость пишут люди о моей профессии». Но зато когда они читают в прессе не об их профессии, то доверяют каждому печатному слову. Возникает вопрос: чего же они решили, что если об их профессии пишут глупости, то о других - нет? Почему же они все так поддаются панике? Это особенность человеческого мышления.
Америке - кирдык?
- По-вашему, Америке как сверхдержаве наступает кирдык?
- То, что звезда Америки закатывается, - очевидно. Это не значит, что «кирдык» наступит прямо сейчас. Но в мире очень сильно изменилось отношение к Америке. Одно дело, когда тебя боятся, а совсем другое - когда тебе перестают доверять свои деньги.
Меня до сих пор не покидает ощущение если не заговора, то достаточно управляемого кризиса. Я не исключаю: одна из целей, которая ставится сегодня, в частности, показать России её место. Как только мы начинаем подниматься, нас возвращают на позиции конца 90-х, как бы говоря: сидите и не рыпайтесь.
- После истории с Южной Осетией, похоже, весь мир ополчился на нас. Все западные СМИ стали «мочить» Россию со всех сторон. Получается - свободы слова нет нигде?
- То, что показывали западные СМИ, мы видели. Даже комментировать противно. У многих из них - сложившийся стереотип «плохой» России. К тому же у них был яркий ньюсмейкер - Саакашвили, который подготовил команду своих спикеров со знанием иностранного языка, раздававших комментарии чуть ли не на всех телеканалах мира. Обидно за нашу пропагандистскую машину: её просто не использовали. В те горячие дни мне так и не дали выйти в эфир с этой темой.
- Ваш «Воскресный вечер» закрыли не по той ли причине, что в стране нет реальной политической борьбы, новых ярких политиков?
- Есть масса людей, которые сейчас находятся вне партий, - те же Веллер, Проханов. Но, конечно, можно сделать вид, что в стране есть только люди, бьющие друг другу морду на ринге, катающиеся на коньках, прыгающие с парашютом, готовящие пожрать или танцующие на паркете. И вот именно они - звёзды. Так ярких политиков не появится! Так что это палка о двух концах. Мы, кстати, засветили довольно большое количество новых лиц. А причины закрытия «Воскресного вечера» гендиректор НТВ мне объяснил так: «Наш канал не ставит политических задач, поэтому нам политика не очень интересна».
- У вас нет желания самому уйти в политику?
- Ткните пальцем - куда идти?
- Возглавьте блок правых сил, который сейчас создаётся.
- А чем идеология правых отличается от идеологии «Единой России»? Ничем. А с Чубайсом мне не по дороге.
Ходорковский использовал Акунина?
- Вы наверняка читали интервью Михаила Ходорковского, которое он дал Борису Акунину…
- Очень внимательно читал. И мне стало жалко Акунина. Он не заметил, как его ловко несколько раз использовал Ходорковский. Это был «выстрел наверх» через Акунина. Попытка поссорить Путина с Медведевым, притянуть на свою сторону Дворковича, который на тот момент ни по возрасту, ни по положению не мог быть в таком административном весе, чтобы как-то повлиять на эту историю. Зато сейчас он очень влиятелен, поэтому на всякий случай Ходорковский назвал его фамилию в числе тех, кто был против того, чтобы Михаила Борисовича посадили.
- Акунина вам жалко, а Ходорковского - нет?
- Наверно, как человек, я должен испытывать сострадание к Михаилу Борисовичу. Но я неплохо знал людей, смерть которых напрямую связана с фамилией Ходорковского. Я согласен с тем, что, наверно, его надо было судить за другое. Но только нужно понимать, что нашу судебную систему разлагали такие, как Ходорковский.
- Ходорковский очень трогательно говорит о семье, которая поддерживает его все эти годы. А для вас ваша семья - это?..
- ...святое. И здесь я понимаю глубочайший уровень личной трагедии семьи Михаила Борисовича.
- Для вас - это самая главная ценность в жизни?
- Очень тяжёлый вопрос. Хотелось бы, конечно, соврать и сказать, что - да. Но ты же прекрасно понимаешь, что когда умираешь и предстаёшь перед Богом, то остаёшься абсолютно один - ни семьи, ни друзей, ни вещей. Ты абсолютно голенький. В момент, когда ты говоришь о таких вещах, как главные ценности, жизнь тебя жестоко заставляет за это платить. Ведь бывают трагические ситуации, когда любовь к родине оказывается превыше всего. И в какой-то момент ты не пойдёшь на сделку с собой и на подлость даже ради семьи.
- Один крупный телевизионный начальник любит говорить, что наше телевидение - одно из самых интересных в мире. Вы с ним согласны?
- Интересное - наверно. но плохо, когда нарушается пропорция. Когда людям перестают говорить, что хорошо, а что плохо. Когда ставится главная задача - их развлекать любой ценой, вызывая у них животный смех. Когда создают ложных кумиров, когда в стране устраиваются гигантские встречи на высшем уровне Диме Билану, хоккеистам, футболистам, олимпийцам и их считают героями. Они замечательные ребята. Но герои - это те, которые погибли в Южной Осетии, это те, которые спасали детей в Беслане. Герои - это сотрудники МВД, ФСБ, которые, жертвуя своими жизнями, охраняют покой наших граждан. Мы о них редко говорим и почти не показываем.
- Я никак не могу понять, вы по жизни оптимист или пессимист?
- Конечно, оптимист. Если бы я не был оптимистом, разве у меня было бы столько детей? А их у меня шестеро. И мы с женой ещё хотим.
- И вам никогда не бывает страшно?
- Мне ничего не страшно. Почему власти не трогают меня? Наверно, они считают, что я просто очень прикольный парень (смеётся).
Смотрите также:
- Павел Лунгин: нам кажется, что все нас обижают. Пора изживать этот комплекс →
- Валерий Тодоровский: «Говорю всё, что думаю, и знаю – меня не посадят» →
- Дмитрий Быков: «Ничего не чувствуют только гопники» →