Игорь Костолевский: «Не имею права играть вполноги»

Бешеная популярность настигла Костолевского в 70-е годы прошлого века после ролей кавалергарда Анненкова в  «Звезде пленительного счастья» и Евгения Столетова в телефильме «И это всё о нём». Любовь зрителей ему удалось сохранить и по сей день.

   
   

Десять лет в массовке

- Насколько я знаю, в артисты вы пошли не по страстному призванию? Да и в школе плохо учились - в вечернюю пришлось уйти, потом в МИСИ - строительный институт - поступили.

- Не по призванию стал артистом, вовсе нет! Я случайно пришёл в профессию. Я был абсолютно неопределившимся в юности. А в МИСИ вообще, можно сказать, не учился, ни одного чертежа за три года не сделал. В школу-студию МХАТ пошёл, чтобы одной девушке понравиться, но слетел с первого тура. А вот в ГИТИС меня принял сам Андрей Александрович Гончаров и после окончания взял в свой театр - имени Маяковского. Хотя уже на 1-м курсе он поставил мне три с минусом по актёрскому мастерству, меня даже хотели отчислить. А в театре я десять лет бегал в массовках.

- Успех принесло кино. 1986 год, вы - лучший киноактёр года!

- Да, но меня стали называть «Женя Столетов», по имени моего телегероя. А я, знаете,  страдал от того, что больше всего хотел стать настоящим театральным артистом. Театр для меня - главное. В нём я ничего не делал «поперёк души», ради заработка. В кино - другое дело. Надо жить, зарабатывать. Я  же не на облаке живу.

- При всей вашей огромной популярности и у вас в 80-х гг. были тяжёлые времена - пришлось даже уехать в Швейцарию.

- Да-да, но всего на полгода - по контракту работать. Я тогда ничего не играл в театре. Не понимал, что нужно было зрителю. Уехал от безнадёжности, просто чтобы играть. А молва народная так разрослась слухами! Говорили, что я эмигрировал, потом - что остался жить во Франции, женился на миллионерше. Это всё легенды и мифы! Но они неизбежны в нашей профессии.

   
   

- Как и поклонницы. У служебного входа по-прежнему дежурят?

- Нет, позванивать - позванивают. Иногда. Знаете, в молодости, когда обрушивается популярность, многого не замечаешь. Хотя я никогда не был в восторге от самого себя - хватило ума. Господь помог не сорваться на этом. А сейчас некоторые вещи для меня стали очень значимы. Вот было недавно такое - идёт навстречу пара, вдруг останавливаются: «Вы Игорь Костолевский? Мы так благодарны вам за всё, что вы сделали». И это меня вдруг так тронуло! Потому что жизнь, время сейчас такое жёсткое, люди теряют сердечность, открытость, стесняются сказать доброе, просто улыбнуться. Носят «маски». Но это часто от беззащитности перед хамством, грубостью. Улыбнуться - большая проблема! Дискуссии заводят на тему - улыбаться, как американцы, или не нужны нам их фальшивые улыбки? Лучше мы с месткомовским угрюмством будем смотреть друг на друга! А что жизнь? Раз! И её нет! Вот мне 60 - это счастье, счастье, что не поминки, что мама моя, ей 98 лет, жива, живы и здоровы родные и близкие люди, любимый человек рядом, есть работа. Ну не сделал я чего-то, не сыграл - какое это имеет значение? Когда я вижу, что происходит вокруг, сколько горя, как мала цена жизни человеческой… Вот нас всё учили жить будущим. А давайте жить настоящим, радоваться, если есть хоть малейший повод. Но это непросто, этому надо учиться. Вот и юбилей тем радует, что можно ненадолго забыть всё плохое и думать только о хорошем и слушать, какой ты хороший.

Не стонать и не ныть!

- Достоевский писал: чем порядочнее человек, тем более страшные вещи он о себе знает...

- Да-да! Но это и есть та настоящая честность и порядочность. Понимаете, я же через многое проходил в жизни и знаю: искусство всё равно мстит за всё - за компромиссы, за халтуру, цинизм, алчность.  За всё! И я, допустим, отлично понимаю - если у меня что-то не сложилось или сложилось не так, в этом виноват сам. Искать причины прежде всего в себе - очень трудно. Но актёр не должен всё сваливать на публику - не тот зритель, не тот зал… Мне, например, совершенно не важно, какой зал, где - за границей или  в русской провинции (там, кстати, потрясающий зритель!). Знаю одно: я не имею права обманывать зрителя, играть вполноги.

Вообще, знаете, чтобы все мы и страна наша жили хорошо, мне кажется, необходима очень простая вещь - чтобы каждый (каждый!) делал на своём месте своё дело хорошо, с полной отдачей. Чтобы артист играл, а не занимался политикой, бизнесом, не выступал «экспертом» в самых разнообразных вопросах. Актёр должен играть! Не стонать, не ныть, не сетовать на время. В конце концов, как говорит один мой герой, «я сам себе современник и иду в ногу со своим временем». Я здесь, на сцене, не по приговору трибунала. Я люблю своё дело и, спасибо Сергею Арцибашеву, всё время - в работе. Каждый выход на сцену - радость.

Радует, что много молодых лиц в зале, на «Карамазовых», на «Мёртвых душах». Счастье великое, что я работаю в театре, где на сцену выходили такие артисты, как Леонов, Доронина, Джигарханян, Тенин, Гундарева Наташа. Нам всем до сих пор её не хватает, это была такая фантастическая личность! Многих больших артистов театра и кино уже нет. И после них в искусстве образовалась пустота, которую нечем и некем заполнить. Они не играли - жили на разрыв души, ничего не высчитывали, не требовали взамен. Это было некое рыцарство. «Служенье муз», а не суета. Но только так можно в нашей профессии достойно прожить, состояться, запомниться. Ведь на то, чтобы играть большие роли, надо ещё иметь право.

Выберите лучший фильм с Игорем Костолевским

Отрывок из фильма «Гараж»

Отрывок из фильма «Компаньоны»

Смотрите также: