5 звёзд Марины Ладыниной. Как сложилась жизнь актрисы за кадром

Актриса театра и кино Марина Ладынина. © / www.russianlook.com

Марина Ладынина появилась на свет в селе Скотинино. Названия этого, по слухам, она всегда стеснялась и местом рождения называла сибирское село с более благозвучным названием Назарово - туда крестьянская семья Ладыниных переехала вскоре после рождения Марины. Отец большого семейства имел три класса образования, мать - неграмотна, зато все члены семьи были артистичны от природы. Этот природный артистизм, бьющая через край витальная весёлая сила и обаяние отличали Ладынину всю жизнь. Как и удивительное, опять же природное, чувство собственного достоинства, некая внутренняя  свобода, нравственная выдержка и стать. «В глазах у неё есть что-то свободное!» - говорили о ней во МХАТе.

   
   

Муж Иван Пырьев, режиссёр, «великий и ужасный», бросил её после почти 20 лет брака - выстояла, не сломалась. Не простила - да, но и не унизила. И не унизилась сама - ни скандалами, ни сведением счётов, ни «заспинными» сплетнями. И из кино ушла Марина Алексеевна, потому что сама так решила - после разрыва с Пырьевым (кстати, их последний общий фильм 1954 года назывался «Испытание верности»).

«Из всех партий признаю только партию человечности», - говорила беспартийная Ладынина. И как актриса, и как женщина Марина Алексеевна сумела доказать, что всегда можно остаться человеком. Не суетиться, не мелькать, не ощущать себя невостребованной и брошенной - просто уйти. С экрана, со сцены Театра-студии киноактёра, где она служила в последние годы, из фестивальных бесчисленных тусовок.

Она осталась главной музой Пырьева. Фото: РИА Новости

Актриса Пырьева

Ладынина так и осталась в истории нашего кино женой и «актрисой Пырьева», актрисой, по сути, и для него единственной и главной: «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны», «Кубанские казаки»… Всё это - классика, как ни пытались осмеять, осудить и агитпафосность, и неуёмный задор этих фильмов, и их «несоответствие действительности». Страна голодала, а в «Кубанских казаках» царили изобилие и всеобщее счастье, герои белозубо улыбались, плясали да песни распевали… «Мы и вправду считали - «рождены, чтоб сказку сделать былью». И обращали сказку в быль», - признавалась Ладынина. Иван Пырьев, то властный, непредсказуемый, то щедрый и широкий, но, несомненно, ярко и мощно, как-то по-русски одарённый человек, «неистовый Иван», директор «Мосфильма», создатель и глава Союза кинематографистов, создал своё, «пырьевское кино». 

А ведь Ладынина вполне могла бы стать примой во МХАТе! Окончив ГИТИС, сразу же была принята в труппу великого театра с пометкой «особо одарённая» и примечена великим Станиславским, который из недостатков видел у неё разве что слишком длинные руки. Но… Марина знакомится с Пырьевым. У него жена, актриса, красавица Ада Войцик, сын. Она уже побывала замужем за прекрасным артистом Любезновым. Пырьев уходить из семьи не спешил. Однажды на съёмках встретились  он, Ладынина, его супруга. Марина Алексеевна (уже ведь не девочка, ей под 30!) вспылила. Всё тайное стало явным. «Треугольник» вскоре распался. В пользу Марины. Ладынину и Пырьева, вторую после Александрова и Орловой звёздную кинопару, ждала оглушительная слава, пять Сталинских премий, покровительство вождя. Театр ею был оставлен тогда, в 1935-м, решительно и бесповоротно… Что дал ей союз с Пырьевым? Всё. Что отнял? Наверное, тоже можно ответить: всё. «Я стала «сельскохозяйственной актрисой», - признавалась Марина Алексеевна. Но ведь именно такой, истинно народной, её и сегодня помнят и любят люди. На вручении Ладыниной в 1997-м «Ники» за честь и достоинство актрису подняли на сцену в кресле - те же белокурая знакомая причёска с чёлкой, улыбка, глаза! Весь зал Дома кино встал.

   
   
Марина Ладынина в фильме «Свинарка и пастух». Режиссер — Иван Пырьев. Мосфильм, 1941 год. Фото: Кадр из фильма

В светлых тонах

Она была очень образованной и остроумной, острила порой смело, перед властью не лебезила. Жила на Котельнической в высотке, жила небедно, но среди знатных и часто роскошествующих её обитателей выделялась скромностью, благородным спокойствием. Наряды у неё были исключительно в светлых, солнечных тонах. И сама она производила на людей солнечное впечатление, не только с экрана, но и в жизни.

Сегодня по-прежнему немало желающих заглянуть за завесу той их жизни, тех светлых нарядов. Сама Ладынина так и дожила почти до 95 лет, не снимаясь, но и не жалуясь, аскетично, практически молчальницей и затворницей. Тайну семьи всю жизнь бдительно оберегал и сын Андрей Ладынин (его не стало в 2011-м, он стал режиссёром, сознательно взял фамилию матери).

Вспоминая эту пару, многие отмечают одно, бесспорное: между Ладыниной и Пырьевым была настоящая любовь, и она его не только любила (незадолго до смерти сама признавалась, что помнит в жизни только его одного), но и тянулась за ним в творчестве, точно боялась подвести. Банальный, в сущности, сюжет: всемогущий Пырьев, немолодой уже, страстно влюбился в молоденькую актрису Людмилу Марченко. Жена не простила, очень страдала и не сумела, по мнению некоторых, проявить мудрость и терпение. Смерть своего Ивана в 1968-м, спустя годы после расставания, Марина Алексеевна увидела во сне: как он тянет к ней руки, просит о чём-то… Утром узнала, что его не стало.