Режиссёр Владимир Панков: «Не хочу кормить публику дешёвым попкорном»

Владимир Панков — актёр, театральный режиссёр и создатель экспериментального музыкального театра SounDrama. В новом сезоне Панков поставил несколько премьерных спектаклей, в том числе и в «Гоголь-центре» — по пьесе Юрия Клавдиева «Поедем, нас ждёт машина» (Клавдиев известен как автор сценария к сериалу Валерии Гай Германики «Школа»). Спектакль «Машина» очень динамичный, и основной музыкальной темой в нём идёт песня Земфиры «Небо Лондона». Кроме того, в новом сезоне будет идти и музыкальный антрепризный спектакль «Территория любви». Режиссёр рассказал АиФ.ru о том, как ему удаётся всё успевать, каким образом он подбирает актёров для своих премьер и о собственном взгляде на современную российскую действительность.

   
   

Анастасия Рогова, АиФ.ru: Что SounDrama готовит в новом сезоне для «Гоголь-центра»?

Владимир Панков: В новом сезоне в «Гоголь-центре» SounDrama представит спектакль «Машина» по пьесе Юрия Клавдиева «Поедем, нас ждёт машина». Это спектакль о сегодняшнем дне молодёжи в провинции. О девочках, которых задолбала жизнь. Время остановилось, перспектив нет, и девочки идут на разные эксперименты. Получается жёсткая история: девушки знакомятся с парнями, и кончается это тем, что их насилуют и едва ли не убивают.

А. Р., АиФ.ru: Почему вы выбрали именно эту пьесу?

В. П.: По своей натуре, Юрий Клавдиев, драматург — честный человек, во всём. Он сам из Тольятти и прошёл через всё это. Он пишет правду, у него социально честный взгляд на нашу действительность. Суицидальная тема среди молодёжи сегодня очень актуальна. И мне импонирует жёсткость слова Клавдиева. Я ставлю уже третий спектакль по его пьесам. У него в произведениях есть настоящая мужская энергия, доминанта мужского начала, которую сейчас редко встретишь. Мне это очень близко. Кроме того, мне есть что противопоставить его, на первый взгляд, чернушному тексту. Например, в одной из сцен девушка всё-таки через боль, через крик, отчаяние прорывается к свету.

А. Р., АиФ.ru: То есть позитив в спектакле есть, несмотря на жёсткий сюжет?

В. П.: Чем жёстче пьеса, тем больше её можно наполнить позитивом. У каждого негативного явления есть обратная сторона. Всё равно есть любовь. Вообще, в этом спектакле затрагивается не только тема суицида. Здесь есть и противопоставление мужского и женского пола. Клавдиев берёт Россию, которая охвачена поголовным пьянством. Мужики спиваются, женщины не знают, чем себя занять. Даже есть лесбийская тематика — когда уже не знают, чего хотят, то пробуют всё подряд. Меня волнует тема зажравшегося человечества. У нас у всех, по большому счёту, сегодня есть пресыщенность жизнью. Я недавно увидел статистику несъеденных продуктов человечества, которые выбрасываются, и пришёл в ужас. Мы производим так много, что просто выбрасываем. А где-то, например в Зимбабве, дети голодают. У нас всё «шоколадно». И чем «шоколадней» наша жизнь, тем проблемней она становится. Тем больше нам хочется адреналина и острых ощущений.

   
   

А. Р., АиФ.ru: Когда состоится премьера спектакля?

В. П.: Премьера 13 сентября, и мы спектакль должны были подготовить за три недели. Это очень жёсткие временные рамки. Но актёры справились. Актёры в этом спектакле — студенты эстрадного факультета РАТИ-ГИТИС курса Валерия Гаркалина. По его системе, на каждом курсе к студентам приходят разные преподаватели и проводят с ними мастер-класс. SounDrama тоже проводила с ними мастер-класс. Я тогда привёз им пьесу «Пойдём, нас ждёт машина», чтобы они познакомились с современной драматургией. И благодаря «Гоголь-центру» у студентов появилась возможность играть в настоящем спектакле. Им повезло, это хорошая практика. Но я хочу отметить, что и ребята — просто «золотой курс». На репетициях у нас просто потрясающая энергетика и работоспособность. Кроме того, они все поют, у них хорошая хореографическая подготовка.

А. Р., АиФ.ru: Насколько новый сезон в «Гоголь-центре» станет событием в театральной сфере?

В. П.: «Гоголь-центр» уже сам по себе стал событием. Это — открытый театр. Один друг сказал мне, что в первую очередь отличает этот театр от других: когда сюда заходишь, сразу бросается в глаза, что все двери открыты. Не одна дверка, в которую обычно все протискиваются, а все двери открыты нараспашку. И это — уже событие. Кроме того, в этом театре четыре резидента, которые пытаются ужиться на двух сценах, такого тоже нигде нет. Можно сказать, что «Гоголь-центр» — первый европейский театр в России. Но любое дело требует времени. Есть свои неровности, но главное — есть движение. Здесь всё бурлит. В этом сезоне тут будет пятнадцать премьер! Это много, причём все — большие спектакли. SounDrama ещё ставит здесь спектакль по пьесе Эрдмана «Мандат» в марте.

Фото: russianlook.com

А. Р., АиФ.ru: А вы ещё поставили и антрепризный спектакль «Территория любви»? Как вам удаётся такие разные направления совмещать?

В. П.: Да в театре всё антреприза, что не имеет постоянного помещения и статуса государственного театра, ведь слово «антреприза» произошло от французского слова «затея», это обозначает частный театр. Просто «антреприза» стала нарицательным понятием. Известные артисты берут три стула, ставят на сцену и играют. Но спектакль «Территория любви» получился без этой оскомины. Благодаря Елене Яковлевой и всем, кто в нём занят, это настоящий театральный процесс, полноценный. Все приходили на репетицию и отдавали часть себя. Мы все разговаривали на одном языке. Для меня это было важно. Как ты лодку назовёшь, так она и поплывёт — сколько ты честной энергии заложишь в репетиции, сколько намолишь, то и будет в итоге. И ещё для меня было важным проверить SounDrama и в этом жанре. Приживётся ли модель музыкального театра в форме антрепризы. За десять лет мы прошли все стадии: от подвальных андеграундных площадок до репертуарного театра — Et Cetera, Театра Наций, Театр имени Янки Купалы в Минске. Было интересно проверить свои силы и в антрепризе. Я уверен, что мы справились. И радостно за публику, которая приходит на «Территорию любви». Большинство людей её принимают и выходят после спектакля с другим сердцем. Это важно — не прогибаться под систему, под стереотипы. Один из сегодняшних стереотипов — «народ не поймёт». Телевидение, кино — везде диктатура формата. Принято считать, что публику надо кормить дешёвым попкорном. Проблема формата есть везде, в том числе и в антрепризе. А я хотел поставить спектакль без этого формата, и зритель его принял.

А. Р., АиФ.ru: Как вы справляетесь со всеми своими проектами?

В. П.: Я занимаюсь своей любимой профессией, общаюсь с любимыми людьми. Что мне Бога гневить? Я благодарен за это. Есть и сложности, накладки, от которых я раздражаюсь, но в целом, это большое счастье — общаться с теми, с кем по пути. И когда я вижу глаза человека, который сопереживает мне, это дорогого стоит. Театр — это вечный процесс, это не кино. В кино есть свои особенности, но главное отличие театра и кино в том, что кино ты снял, и результат остаётся навсегда. Кино останется, а спектакль — нет. В театре это всё время будет меняться, каждый раз заново переживаться. Как в самой человеческой жизни.

Отрывок из спектаклья Владимира Панкова «Территория любви»:

Смотрите также: