Марк Захаров: «Людмила Поргина хочет, чтобы Караченцов сыграл в спектакле главную роль»

   
   

На открытии 85-го сезона худрук театра «Ленком» Марк Захаров обратился к актёрам с призывом «бороться за честь, достоинство и успех русского репертуарного театра». Труппа ответила аплодисментами и шуточным номером в исполнении молодых актёров «Ленкома». На мотив песенки из «Бременских музыкантов» они пропели оду главному «ленкомовскому» хиту - спектаклю «Юнона» и «Авось», который нынешним летом отпраздновал 30-летие. Строчки про то, как «мы её сыграем на рассвете - залатаем мы дыру в бюджете», вызвали дружный хохот.

«АиФ» расспросил Марка Захарова о том, чем кроме легендарной «Юноны» театр будет заманивать зрителя.

Роль «на вырост»

«АиФ»: - Марк Анатольевич, давайте сперва оглянемся назад. Что в прошедшем сезоне приятно удивило, а что прошло не так, как хотелось бы?

М.З.: - (Смеётся.) В театре всегда получается что-то иное по сравнению с тем, что ожидаешь, когда придумываешь спектакль. Тем не менее мы очень довольны двумя нашими премьерами - и «Аквитанской львицей», и «Пер Гюнтом». Мне ближе «Пер Гюнт», сделанный по мотивам пьесы Ибсена, потому что я был постановщиком, автором сценической версии. Там замечательно играет главную роль Антон Шагин - он получил за неё премию; очевидно, там хорошо играет Захарова, раз её тоже наградили. Я бы отметил и Сергея Степанченко - он предстал в этом спектакле совершенно в другом качестве, получилась этапная роль.

Что касается «Аквитанской львицы», которую для нас поставил режиссёр Глеб Панфилов и в которой замечательно играют Инна Чурикова и Дмитрий Певцов, то я сравнивал её с фильмом «Лев зимой» Андрея Кончаловского, и мои субъективные - подчёркиваю - симпатии склоняются в сторону нашего спектакля. Хотя, наверное, Певцову (он играет Генриха II) немножко не хватает возраста - он это называет «ролью на вырост».

«АиФ»: - А из старых постановок с чем-нибудь попрощаетесь?

   
   

М.З.: - Этот вопрос пока в подвешенном состоянии, и я веду дискуссии с нашим директором. Мне-то кажется, что многовато у нас набирается спектаклей, хорошо бы немножко сократить репертуар. Но что конкретно убрать? Это же самое трудное - что-то живое отрезать из текущего репертуара. Та же «Юнона» и «Авось»… Когда с Николаем Петровичем Караченцовым случилась беда, нам советовали выбросить «Юнону» из репертуара и забыть про этот спектакль. Но мы рассудили иначе - роль графа Резанова взяли Дмитрий Певцов и Виктор Раков. И зритель это принял. А Кончит за это время и вовсе шесть сменилось - подумываем о седьмой. Ведь ей же по пьесе всего 16 лет. И актриса должна этому соответствовать.

Возвращаясь же к новому сезону… Нам хочется продолжить весьма продуктивную работу с Глебом Панфиловым.

«АиФ»: - Он уже окончательно переквалифицировался из кинорежиссёра в театрального?

М.З.: - Не думаю. Он не может бросить кинематограф. Но всё же решился из комедии «Уборщик» французского драматурга сделать водевиль. Водевиль у меня вызывает приятные чувства. Потому что я знаю: старый русский зритель - тот, который ходил в театры, когда мы ещё не родились, - он хотел, чтобы после «Грозы» Островского ему всё-таки сыграли водевиль. Людям хотелось расходиться по домам в хорошем настроении

Есть просьба и у нашего ведущего артиста Александра Збруева об одном проекте. Он об этом говорил давно, но меня что-то сдерживало, какие-то внутренние комплексы. А сейчас, после отпуска, он смог меня убедить. Это сценический вариант фильма «Ночной портье» Лилианы Кавани в постановке режиссёра Андрея Житинкина, который сейчас успешно работает в столичных театрах, в том числе и в Малом. Збруев просит поставить этот спектакль к его юбилею, который он отметит в 2013 году. Понимаете, Саша - артист, который заслужил право играть то, что ему хочется. Хотя бы один раз в жизни! Он ведь у меня никогда ничего не просил - играл всё, вплоть до эпизодов.

В поисках юмора

«АиФ»: - А для себя что выбрали?

М.З.: - Прежде всего у меня есть навязчивая мечта отыскать молодого режиссёра и попробовать сделать так, чтобы его старт произошёл на нашей сцене, с моей помощью. Да и сам я никак не могу остановиться на каком-то названии. Время сейчас довольно сложное для репертуарного театра.

«АиФ»: - Что мешает - отсутствие драматургии, нежелание зрителя смотреть что-то серьёзное?

М.З.: - И то и другое… Нас сегодня захлестнул мощный информационный поток. Перед человеком - огромный выбор: куда пойти, какую музыку слушать, как развлечься. Это всё давит на театр.

Я думаю, что зритель ждёт от театра глубокого исследования человеческих отношений с выходом в неглупый юмор. Юмор - именно в этом есть потребность сегодня. Слишком много негативных эмоций на нас обрушивается, и нам надо иногда смеяться. Конечно, спасает классика. Но я надеюсь дождаться момента, когда Дмитрий Быков или кто-то ещё из современных прозаиков попробует себя в самом трудном жанре - комедиографа. Это очень редкое явление.

«АиФ»: - На сборе труппы присутствовал Николай Караченцов. Сейчас, когда страсти улеглись и можно спокойно взглянуть на ситуацию, как вы думаете - можно было бы избежать обидных слов, сказанных Людмилой Поргиной, когда вы ввели в «Юнону» других актёров?

М.З.: - Думаю, что это было неизбежно. Но воевать с женщиной, сводить с ней счёты мужчине не подобает. Что она хочет, пусть то и говорит. На её долю выпало много трагического...

«АиФ»: - А возвращение Караченцова на сцену - хотя бы в крошечной роли - возможно?

М.З.: - Честно? Думаю, что это невозможно. Да, у Людмилы Поргиной были планы сделать спектакль, в котором Караченцов сыграл бы главную роль. Была написана даже литературная основа. Потом всё переместилось в Театр эстрады, но позже и там от этой постановки отказались. Потому что мы хотим помнить того человека - прекрасного, острого, хорошо двигающегося, весёлого - человека легендарной судьбы. А смотреть на легенду с чувством глубочайшего сожаления, поверьте, совсем не хочется.

Смотрите также: