Наталья Бондарчук: «Кому нужны мультики в шесть утра?»

   
   

В этом году я попробовала себя в новой ипостаси – стала президентом международного фестиваля детского анимационного кино «Золотая рыбка», который недавно прошел в Сочи. Туда «Рыбка» заплыла почти случайно.  Раньше фестиваль проходил в Анапе, но в этом году организаторы не нашли общего языка с администрацией. К счастью, все закончилось хорошо – нас принял Сочинский филиал Российской Гуманитарной Академии. И это тот самый случай, когда «не было бы счастья, да несчастье помогло»: место чудеснейшее. Однако все происходящее стало еще одним подтверждением того, как непросто сейчас заниматься анимационным кино в России.

Не скажу, что это стало для меня каким-то совсем неожиданным сюрпризом. Я работаю в кино больше сорока лет и многое о нем знаю. И то, что происходит в последние годы в детском, в том числе и анимационном кино, не могу назвать иначе, чем катастрофой. И в советское время с ним было не просто, а сейчас детских фильмов для младшего, так называемого «нежного» возраста,  практически нет. Двадцать пять лет назад я сняла «Детство Бэмби» - на фестивале мы как раз праздновали юбилей картины. Тогда его посмотрели миллионы зрителей. Можно ли сейчас представить себе, чтобы отечественный детский фильм шел во всех кинотеатрах страны? Такое категорически невозможно. Сегодня этот фильм, возможно, даже не показали бы по телевизору. Есть, конечно,  Первый образовательный канал - там показывают и мультики, и программы для родителей – например, замечательную «Мамину школу». Но на, как сейчас говорят, рейтинговых  каналах, всего этого не увидишь. Разве что только в шесть утра – именно это время, например, отводит детскому и анимационному кино Первый канал. Я хочу посмотреть на ту безумную маму, которая разбудит ребенка в такую рань со словами: «Вставай, скорей! Сейчас будем мультфильм смотреть!»

Почему так происходит? Мы обсуждали это на «Золотой Рыбке». Журналисты интересовались, что по этому поводу говорит Константин Эрнст. Я не знала, что им ответить. Аниматоры тоже не знали – лично они не разговаривали с Эрнстом. Но другие телепродюсеры в личных беседах честно признаются: «Показывать мультфильмы в прайм-тайм невыгодно». Потому что закон о рекламе  запрещает показывать рекламу в детских программах. Есть, правда, и другой закон, согласно которому государственный канал обязан  не менее 15% отдавать детскому вещанию. Наши телевизионщики строго соблюдают законы, поэтому показывают мультики в шесть часов утра. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы. И 15% отработали, и драгоценный рекламный прайм-тайм не  потерян. Только детям от этого детского вещания ни жарко, ни холодно. Они его просто не видят.

На самом деле этот закон о рекламе надо отменить.  В конце концов, в мультфильмах можно показывать детскую, адресную рекламу. Как это делается во всем мире, где, например, во время мультфильмов идет реклама игрушек. У наших детей должны быть свои  «Ну, погоди!», своя «Серая шейка», свои Львенок и Черепаха, поющие вместе песенку. На чем они будут расти, если всего этого не будет? Кто их научит понимать, что есть добро, а что – зло, кому они будут сочувствовать и сопереживать, на кого захотят равняться? Кто им объяснит, что слабых надо защищать, друзьям – помогать, кто научит любить и ненавидеть? В детстве  должны быть свои герои, а нынешние дети их лишены. А что будет дальше?  Хорошие мультфильмы есть, но дети не могут их увидеть. Они не видят замечательную «Гору самоцветов»,  им негде посмотреть «Ягодный пирог» Елены Черновой – прекрасный мультфильм для самых маленьких. Им не показывают ни «Воробья, который умел держать слово» Дмитрия Геллера,  ни отличную картину «Еще раз», получившую на нашем фестивале Гран-При, ни массу других интересных работ.  Увы, этих работ не так много, как раньше. Не так, как нам бы хотелось, но они есть. И их должны увидеть те, для кого они снимаются. Ситуацию непременно надо изменить. Пока не поздно, пока мы окончательно не превратились в шизофреническое общество, к которому, увы, стремительно приближаемся.

Анимация, как и все детское кино, – должна стать важным элементом государственной политики. Нужно не только поддерживать ее материально, но и создать все условия для того, чтобы детское кино дошло, наконец, до своего адресата. Нужно помочь его продвижению.

А режиссерам – это касается и анимационного, и детского, и полнометражного кино – нужно, наконец, повернуться лицом к зрителю. Забыть про деление кино на авторское и коммерческое. Любое кино делается для зрителя. И в любом кино должно присутствовать авторское видение, иначе оно умирает сразу после выхода. Если мы этого не поймем, нам ничто уже не поможет.

   
   

Никакие смены формации не изменят нравственные законы добра и зла, я и надеюсь, что в будущем появятся картины, которые будут духовно воздействовать на маленького человека, раскрытию его творческого потенциала. Научит его любить и ценить это чувство.

Смотрите также: