Константин Райкин: «Играть мерзавцев гораздо интереснее»

   
   

Он мог стать прекрасным биологом, неплохим математиком, заметным поэтом или художником. А стал выдающимся актёром. «АиФ» пролистал семейный альбом юбиляра - актёра, режиссёра, худрука театра «Сатирикон» Константина Райкина, чтобы разобраться, каким образом в противостоянии характера и Судьбы победила, к счастью для нас, зрителей, Судьба.

1956-1957 годы, отец и сын. «К сожалению, для большинства жителей страны я всё равно сын Райкина, - признавался Константин Аркадьевич в интервью «АиФ». - Потому что они не видели меня в театре. А ведь театр - место чистое. Здесь никакой папа не поможет. Ты ничего не можешь понять всерьёз про артиста, пока не увидел его в сценическом пространстве. Голенького». По словам Константина Райкина, отец никогда не пытался воспитывать его явно - предпочитал действовать своим примером. И никогда не повышал голос: «Папа умел тихо сказать так, что становилось страшно. Иногда мне казалось: лучше бы ударил! Эти его тихие замечания из-под полуприкрытых век - самые страшные моменты моего детства. И всё-таки мы с ним были очень близки - в смысле взглядов на жизнь и на искусство».


Начало 80-х, Юрмала. Один из редких моментов, когда на отдыхе собралась вся семья. Слева направо: сестра Екатерина, мама Руфь Марковна Иоффе, Аркадий Исаакович и Константин. В детстве же, как вспоминает Екатерина Аркадьевна, родители, уезжая, её обычно оставляли на бабушку. «А вот Коте повезло больше - его папа с мамой чаще брали с собой на отдых, - рассказывает она. - Или когда на полгода уезжали выступать в Москву. Поэтому Костя учился сразу в двух школах: ленинградской и московской, неподалёку от гостиницы «Москва» - там в течение многих лет останавливались родители, пока не получили квартиру в столице, в Благовещенском переулке (Райкин был, пожалуй, единственным артистом в СССР, кому было позволено иметь сразу две квартиры - в Ленинграде и Москве. Правда, до этого семье пришлось 10 лет прожить в огромной ленинградской коммуналке. - Прим. ред.). Учился Костя блестяще! Он всегда был очень старательный, в школу бежал к 7 утра. А в 8-м классе, после победы на городской олимпиаде по математике, его перевели в физико-математическую школу для одарённых детей при ЛГУ».


2008 год, Райкин - купец Ахов в спектакле «Не всё коту масленица» театра «Сатирикон». «Я не выбираю роли по степени положительности моральных качеств персонажа. Мне интересно играть хорошую роль. А большинство ролей связано как раз с отрицательными героями. Это же так интересно - играть мерзость, негодяя! Поймите, профессия - это твой путь к самосовершенствованию. Я же никогда не стану так совершенен, как Иисус. Я буду бесконечно идти по этой дороге. То же самое - думать про себя, что ты - состоявшийся артист. У меня к себе свой счёт, и никакая похвала его не уменьшит. Мне эти похвалы - тьфу! Они думают, я от них зазнаюсь. Да у меня просто времени нет об этих похвалах думать!

Более того, скажу: актёру отрицательные роли играть полезно. Чем больше ты внедряешься в роль, тем больше уходишь от опасности стать таким в жизни. Ты эту скверну из себя исторгаешь».

Его путь в «Сатирикон», который он сегодня успешно возглавляет, был долгим. После окончания училища он стал актёром «Современника»: «Я сознательно пошёл туда - хотел числиться отдельно от отца». За 10 лет работы в «Современнике» Райкин сыграл без малого четыре десятка ролей. И - ушёл. Ему, больше всего в жизни ценившему свободу, уже мало было просто хорошо играть - хотелось сделать что-то своё. Вот тогда-то он и воспользовался правом сына - в 1981 г. Константин вместе с десятком таких же молодых энтузиастов перешёл на работу в Ленинградский театр миниатюр: Аркадий Исаакович был готов дать сыну столько творческой свободы, сколько не дал бы ни один режиссёр. Хотя порой и здесь приходилось идти на хитрости: «Мне поначалу многое приходилось от отца отстаивать, и в самые критические моменты я делал вид, что мне плохо. Когда чувствовал, что других доводов нет,  хватался за сердце. И таким образом мой коллектив получал разрешение продолжать работу».  В 1987 г. Аркадия Райкина не стало, а в 1988 г. Константин заступил на пост худрука «Сатирикона».

   
   

1982-1983 годы, отец и сын Райкины в ленинградской квартире - обсуждают рабочие моменты, связанные с Ленинградским театром миниатюр, который возглавлял Аркадий Исаакович. В 1981 г. туда перешёл и Константин. А ведь в детстве всё шло к тому, что Костя станет биологом. Когда родители уезжали на гастроли и Котя оставался на попечение няни - татарки Васимы, большую часть времени он проводил в Ленинградском зоопарке. Там он готов был выполнять самую тяжёлую работу, чистил клетки. И наблюдал за зверьём. «У меня с обитателями зоопарка возник глубокий контакт - мы прекрасно понимали друг друга. Наверное, потому, что я здорово научился подражать их мимике», - позже скажет он. В 1964 г. Владимир Глоцер составил сборник «Раннее солнце», в него вошли стихи о природе, которые написали дети. Почти половина книги была отдана стихам 11-летнего Кости Райкина. «Она - как ночь средь бела дня. Лежит и смотрит на меня. Её глаза во тьме горят. А эта тьма - она сама». Это о чёрной пантере. Сочинять он начал с 7 лет, писал в том числе и о своих любимых зверях. И сам же стихи иллюстрировал. Люди, разбиравшиеся в живописи, говорили, что из него мог бы выйти неплохой художник.


Конец 70-х, Москва, квартира в Благовещенском переулке. Костя - актёр театра «Современник», куда его приняли после окончания Театрального училища им. Щукина. А ведь изначально на семейном совете было решено, что поступать он будет на биологический факультет Ленинградского университета. Но… Родители уехали на гастроли в Чехословакию, а Константин, уже начавший сдавать экзамены в университет, вдруг бросил всё и уехал в Москву - поступать в Щуку. Несколько дней отстоял в очереди, чтобы сдать документы. И поступил! «Мне с детства говорили: «Ну ты, конечно же, будешь артистом!» Такая предопределённость в судьбе человека самолюбивого очень ранит, - говорит Райкин. - При этом не учитывается сам человек - его вкусы, его отдельность. Ведь он хочет быть отдельно! И это правильное желание. От судьбы не уйдёшь. Но совсем не потому, что «конечно», а потому, что я действительно ничего другого не могу делать лучше. И ещё потому, что это я так решил, а не потому, что «конечно, если папа, то и я».


1986 год, с сестрой Екатериной. Екатерина Аркадьевна до сих пор зовёт его ласково - Котя. Она же - хранительница семейной легенды о том, кто выбрал имя для младшего брата. «Автор» - дедушка, отец мамы, человек эрудированный, посоветовал назвать новорождённого по имени бога. Бога театра - Константина Станиславского. И этим определил судьбу Райкина-младшего.


1990-е годы. Любимые женщины Константина Аркадьевича - жена Елена Бутенко и дочь Полина. Семейное счастье Райкин обрёл лишь с третьего раза - зато, как выяснилось с течением времени, навсегда. Елену он встретил в родном «Сатириконе». Но сейчас актёрскую карьеру супруга решила завершить, сосредоточившись на семье. Зато Полина продолжила семейную традицию - служит в Театре им. Станиславского, играет в «Сатириконе». «Моя дочь - Райкина: по духовной закваске, по душевному строению. Я в этом убедился. Она наше, райкинское, продолжение!»

Смотрите также: