В историю кино наверняка впишется фильм «Капитализм: История любви» знаменитого документалиста Майкла Мура. Это продолжение двадцатилетней подрывной деятельности режиссёра-левака против диктата корпораций и идеализации принципа свободного рынка.
911 градусов по Фаренгейту
Майкл Мур прославился фильмом «Боулинг для Колумбины» о проблеме массового насилия в США. Это была первая документальная лента, отобранная в конкурс Каннского фестиваля. Впоследствии она была награждена «Оскаром».
А потом появился «Фаренгейт 9/11», сделанный в той же манере документальной трагикомедии и посвящённый разоблачению политики Джорджа Буша после терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Мур использует черновые телевизионные записи. Например, в момент, когда террористы атакуют Всемирный торговый центр, президент ведёт показательный урок в техасской школе, а получив экстренное сообщение, бездействует в течение семи минут. Эта эффектная сцена вызывает гомерический хохот в зале. Но вывод, следующий из фильма, серьёзен: война в Ираке помогает Бушу решать проблемы экономического кризиса и безработицы, но на самом деле ведёт Америку в тупик. Присуждение этой документальной политической картине «Золотой пальмовой ветви» стало переворотом в истории Каннского фестиваля. Тучного и совсем не гламурного Мура, которого называют «жертвой «Макдоналдса», носили на набережной Круазетт на руках, словно какого-нибудь Брэда Питта. И сегодня, вспоминая про свой звёздный час, режиссёр загорается.
Майкл Мур: - Мне удалось показать то, чего люди не видят и не слышат. То, что запрещают показывать по телевидению. Документальное кино способно принести зрителям удовольствие, не погружая в мир фантазий, а давая возможность осознать, насколько фантастична реальность, в которой они живут.
«AиФ»: - Вас обвиняют в антиамериканизме…
М. М.: - Те, кто берёт на себя смелость это утверждать, напрасно считают себя настоящими американцами. А вот я как раз отношу себя к патриотам. Мой фильм не агитка «Долой Буша!», а приглашение, обращённое к зрителям, задуматься над тем, где, в какой точке истории оказались мы все, люди, 11 сентября.
«AиФ»: - Следующий обвинительный пункт в вашем досье - вы якобы хотите манипулировать зрителями, предлагая им «политическое развлечение».
М. М.: - Насчёт манипуляции не надо с больной головы сваливать на здоровую. Что касается «развлечения», то почему оно не может быть политическим? Жить с промытыми мозгами скучно. А разве не удовольствие - наблюдать с близкого расстояния наш политический цирк?
«AиФ»: - Ещё один популярный упрёк связан с тем, что вы обращаетесь только к хору ваших единомышленников.
М. М.: - Вот уж это точно неправда! Иначе почему противники картины с перепугу прямо в штаны наложили? Мне удалось гораздо глубже, чем кому-либо из левых, проникнуть в недра провинциальной, пассивной американской аудитории.
Смех - оружие кинематографиста
В «Истории любви» Мур показывает драмы американцев, ставших жертвами ипотечного кризиса, сопоставляет сегодняшние США с разлагающимся Древним Римом. Это один из многих сатирических приёмов документальной комедии - фирменного жанра Майкла Мура.
«AиФ»: - Как вам удаётся делать нескучное кино на такие темы, как экономика, медицина и война в Ираке?
М. М.: - Извините, пожалуйста, но прежде чем выбрать профессию режиссёра, я подумал о том, способен ли сочинять интересные истории и характеры, развлекать, воздействовать на людей, заставлять их гневаться или смеяться. Последнее особенно важно: вспомните братьев Маркс и Чарли Чаплина. Они использовали смех, сатиру как оружие, и я следую их примеру. Ещё в колледже девушки любили меня за чувство юмора, за то, что «этот парень смешной».
«AиФ»: - Но вы в отличие от Чаплина не придумываете своих героев, а находите в жизни.
М. М.: - Да, я документалист. Секрет в том, что я знаю Америку и американцев. У меня тысячи знакомых семей, и это не преувеличение. Люди часто обращаются ко мне с просьбой помочь. В этой среде среднего класса я и ищу своих героев.
«AиФ»: - И каковы они видятся вам в своём большинстве?
М. М.: - Настоящие «простые американцы». 80% из них не имеют паспортов, поскольку ни разу не выезжали за границу. Они ничего не видели за пределами США. И это опасно в стране, которая представляет собой сверхдержаву и противовеса которой пока нет (скоро им станет Китай). Именно эти люди становятся жертвами политических и экономических манипуляций.
«AиФ»: - Нарушив инкогнито профессии документалиста, вы вошли в число «известных режиссёров», которых показывают по телевидению и приглашают на фестивали. Как чувствуете себя в этой роли?
М. М.: - От этого реально устаёшь. Устаёшь от охранников за дверью. Устаёшь от провокаций на премьерах. Со мной борются всеми способами, в том числе в Интернете, потому что я опасен. Я представляю левое политическое крыло и говорю с массовой аудиторией. Но я оптимист и считаю, что окружающий мир можно изменить к лучшему.
Досье
Майкл Мур, журналист, режиссёр-кинодокументалист. Родился в 1954 г. в пригороде г. Флинт (США, Мичиган). Учился в местном университете, но бросил учёбу, увлекшись журналистикой. Самые известные фильмы - «Роджер и я», «Боулинг для Колумбины», «Фаренгейт 9/11», «Здравозахоронение». Автор двух книг, ставших бестселлерами. Обладатель премии «Оскар» и «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля.
Смотрите также:
- Андрей Кончаловский: «Культура определяет политику, а не политика культуру» →
- Елена Лядова: «Снимаясь в "Изменах", я не изменяла себе» →
- Людмила Улицкая: «Правда всегда за художником!» →