Впрочем, может ли быть иначе, если хозяин дома говорит: «Мой вымышленный мир, составленный из разных эпох, гораздо интереснее того, что я вижу за окном». «АиФ» пришёл в гости к знаменитому писателю и драматургу, чтобы узнать, чем он живёт сейчас.
«Книга «Александр II» вышла во многих странах. На этот раз - во Франции. Презентация недавно состоялась в Париже и Ницце и была очень торжественной, её открыли посол Франции в России и посол России во Франции.
Александр II - последний великий русский царь. Он был велик и в начале своего царствования, когда уничтожил крепостное право, и в конце его, когда понял: чтобы спасти самодержавие, надо его ограничить. Чтобы увести страну от катастрофы (по словам Достоевского, тогда «Россия колебалась над бездной»), нужна была конституция. Но пришёл Александр II к этой мысли трагически поздно. К тому моменту произошло объединение необъединимых. Радикалы-революционеры «Народной воли» боялись, что конституция уведёт страну от революции. А консерваторы во главе с Победоносцевым понимали, что конституция - это конец самодержавию. У консерваторов и радикалов оказалась общая мечта. Царь был обречён.
К тому же к концу царствования Александра II ждала частая судьба реформаторов: непопулярность в народе. В основе её лежало падение благосостояния. Потому что путь реформ - это библейский путь Моисея, который вёл свой народ через пустыню. Путь к свободе труден. Это лишения, и многие готовы вернуться обратно... Всё это было тогда и в России... Усугубил ситуацию и наш русский капитализм, рождавшийся вместе с реформами Александра II.
На сегодняшний день я закончил три романа. Будучи во Франции, ездил по местам героя одного из этих произведений. Человека, который остался в истории под именем Железная Маска. Это роман, но абсолютно документальный. Я надеюсь, что мне удалось невозможное - понять, кто же был этот персонаж, умерший в Бастилии в маске, скрывавшей его лицо. В моём романе исследуется жизнь нескольких претендентов на это страшноватое звание - Железная Маска. Кстати, на самом деле маска этого таинственного человека была не железная, а бархатная. Она должна была скрыть его потрясающую судьбу, о которой можно сказать словами Наполеона: «Какой роман вся его жизнь».
«В конце ноября - 21-го - пройдёт мой авторский вечер под названием «Пророк и бесы». По традиции, провожу его не только в Москве в Зале им. Чайковского, но и в самом большом зале Урала - в Екатеринбурге. Мне не хочется раскрывать содержания, тем более что мои выступления - всегда импровизация. Но если кратко, это будут некие итоги размышлений о трагических закономерностях русской истории, о мистике романовской династии, о трёх цивилизациях - царской, большевистской и нынешней, и, наконец, об удивительных пророчествах в русской истории. Правда, эти важнейшие пророчества часто оставались в записных книжках, и современники о них не узнавали... Ибо, как известно, беспощадная цензура в России существовала не только при большевиках, но и при Романовых. И при Николае I наш поэт печально написал: «Что впору Лондону, то рано для Москвы». Государя Николая I называли Палкин. Не только большевики, но и Лев Толстой. Царь правил жёстко и говорил: «Я не только не позволю никому ругать моё правление, но я не позволю его и хвалить. Я никому не позволяю вмешиваться в свою работу».
«Вторая законченная книга - история из эпохи Александра II. В ней - два дневника: царя Александра II и моего героя - осведомителя Третьего отделения. Это история Третьего отделения - секретной русской службы, власть которой оказалась могущественнее власти царя. И эти тайные игры «патриотов» во многом способствовали гибели империи».
«Тоска нынешнего времени в том, что нет идеи. Придумывается праздник 4 ноября. Но что здесь праздновать? Ведь заканчивается Смутное время не новой идеей, а той же самой - идеей самодержавного московского царства. Выбирают в цари не князя Пожарского, который освободил страну, а юношу, у которого нет никаких достижений, кроме одного - принадлежности к угаснувшей династии. Русь родила прежнее самодержавие московских царей, которое, как доказала Смута, нежизнеспособно. И потому в XVII веке уже таятся тени 1917 года.
Мы поём гимн, два раза переписанный. В первый раз Сталина автор заменил на партию, потом убрал партию и напомнил про Бога. И не зря мы поём этот переделанный гимн на старую мелодию. Они у нас в душе - все три понятия - и партия, и Сталин, и Бог. А в головах у нас - мешанина от много раз переписанной Истории. Переписывала большевистская цивилизация царскую историю, теперь мы переписываем большевистскую. И опять с оглядкой на Власть. То Иван Грозный злодей, то он великий политик и государственник. Такая же безумная путаница со Сталиным. Россияне, вроде бы согласно недавнему телеопросу, выбрали Иосифа Виссарионовича чуть ли не любимой фигурой в нашей истории. Но на самом деле народ не Сталина выбрал. Просто он эту сегодняшнюю жизнь НЕ выбирает! Она ему не очень нравится. Ибо Россия не склонна к капитализму. Все наши народные поговорки, начиная с «Трудом праведным не наживёшь палат каменных», против богатства, против стяжательства».
«И наконец, третья книга - жизнь Сталина. Здесь действуют несколько подлинных персонажей, дневники которых я использовал. Эта как бы попытка воскресить нашу Атлантиду - затонувшую большевистскую цивилизацию. И рассказ, как прыжок в светлое будущее закончился террором и кровью. Как революция, в который раз в истории уничтожив врагов, заботливо истребила затем и своих верных детей. И мечты о свободе завершились всеобщей несвободой, и страна Великой Утопии стала страной Великой Бюрократии.
Так завершились эти высокие идеалистические мечтания о мире без денег и наживы, о том, как презренным золотом будут мостить улицы... «Я хату покинул, пошёл воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать». В Гренаде!!! Расстреливая беззащитную царскую семью, несчастного больного мальчика, который беспомощно ползал по полу, и беззащитных девочек, их убийцы верили, что они - чистильщики грязных труб Истории. Трубочисты революции. В этом - весь ужас!..
Как долго надо было идти к равенству, чтобы получить равенство в рабстве, когда все стали одинаково бесправны! Мой любимый анекдот в советское время: «Человек приходит к официальному лицу и спрашивает: «Скажите, я по конституции имею право на…» Тот его сразу прерывает и говорит: «Конечно имеете!» - «Значит, я могу». - «Не можете!» Этим всё кончилось».
Досье
Эдвард Радзинский родился в 1936 г. в Москве. Писатель, драматург, историк. Окончил Московский историко-архивный институт. Широкая известность пришла после того, как режиссёр Анатолий Эфрос поставил в Театре имени Ленинского комсомола его пьесу «104 страницы про любовь». Пьесы Радзинского шли в театрах СССР и всего мира, их ставили знаменитые Товстоногов, Гончаров, Фокин, Виктюк.
В 90-е годы начал писать прозаические произведения о великих исторических личностях. Книги о Сталине, Николае II, Александре II, Распутине и др. изданы в крупнейших мировых издательствах и стали бестселлерами.
Смотрите также:
- Пророк в отечестве. Константина Леонтьева считали безжалостным мыслителем →
- Эдвард Радзинский: «В Истории видишь Чертёж Господа» →
- Кто убил Пушкина? →