Елена Образцова. Королева русской оперы

Елена Образцова © / www.russianlook.com

Несколько месяцев назад Елена Образцова отметила 75-летие в кругу коллег и верных слушателей, а сегодня пришла страшная весть — знаменитая певица скончалась в Германии, куда в начале зимы уехала, чтобы поправить здоровье. Ценители оперного искусства по всему миру не станут спорить с тем, что Елена Образцова была истинной королевой русской оперы. Яркая, самобытная певица меццо-сопрано воплощала свои эмоции на сцене, отдавая ей все силы и любовь, на которую только была способна. «Всё, что я делаю на сцене, — это о любви и ради любви. Когда человек перестаёт любить, он уже не может быть артистом. Певец обязан жить страстями», — говорила она.

   
   

Блокадное детство

Елена Образцова родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде, будущей певице было всего два года, когда началась война. Её отец одним из первых ушёл на фронт, семья осталась в осаждённом городе, откуда им удалось эвакуироваться только в 1943 году. Тяжёлые годы блокады, очереди в 40-градусный мороз, нестерпимый голод и ощущение страха — воспоминания о детстве навсегда остались в её памяти.

«Рядом с нами была больница, туда свозили трупы. Горы трупов... Сначала было страшно, а потом привыкли. Улицы, конечно, не убирались. Счастье, что Господь дал тогда 40-градусные морозы и по городу не разнеслось никакой заразы. Поначалу при воздушной тревоге мы бегали в бомбоубежище, перескакивая через трупы на лестнице, а потом уже и не ходили никуда, тоже привыкли, сидели дома и не прятались. Голод был страшный. Всё, что было из натуральной кожи, — ремни и прочее — варили и ели. Но я очень хорошо помню, как моя бабуля, получая 100 г хлеба на сутки, сумела сохранить кошку... Кенка её звали...», — вспоминала Елена Образцова.

До конца своих дней певица сохранила привычку подкармливать бездомных животных и никогда не позволяла себе выбрасывать еду — слишком ярки в её памяти были события, заставившие её так рано узнать цену человеческой жизни.

Начало большого пути

Вернувшись из эвакуации, Образцова поступила в детский хор при Ленинградском Дворце пионеров под руководством Марии Заринской, которая, по словам Образцовой, дала ей веру в то, что она сможет стать певицей. Музыка была не просто увлечением, а настоящей страстью не только для маленькой Лены, но и для всей семьи — в доме было принято устраивать музыкальные вечера, а отец Образцовой прекрасно играл на скрипке и коллекционировал записи музыкальных шедевров.

В 1964 году Елена Образцова окончила Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова. К тому моменту она уже завоевала несколько престижных наград и приняла предложение о работе от Большого театра — дебют певицы на главной сцене страны состоялся в 1963 году с партией Марины Мнишек в опере «Борис Годунов».

Созвездие ролей

Елена Образцова создала множество ярких образов на сцене крупнейших театров мира. В её репертуаре было около 85 партий, в числе которых — знаменитые роли Графини в «Пиковой даме» Чайковского, Элен Безуховой в «Войне и мире» Прокофьева, Любаши в «Царской невесте» и многие другие. Королевское исполнении партии Марии Мнишек в «Борисе Годунове» в 1975 году покорило американскую публику: восторженные зрители устроили овацию, не желая отпускать со сцены талантливую певицу.

   
   

Любимой ролью самой Елены Образцовой была партия Кармен в одноимённой опере Жоржа Бизе. «"Кармен" — единственная опера, которую я не пою, а которая поёт мною. Самый памятный спектакль был в Барселоне. Там собралось четыре состава Кармен", и получилось что-то вроде конкурса. Моим Хозе был Пласидо Доминго, а партию Эскамильо пел испанский баритон, красавец Хуан Диас. В четвёртом акте, идя на корриду, он так меня поцеловал по правде, что я забыла и слова, и музыку», — рассказывала артистка.

Образцовой рукоплескали в Венской опере, Миланском театре «Ла Скала», Метрополитен-опера, Вашингтонской национальной опере, Лондонском театре «Ковент Гарден», а её партнерами были звёзды мировой сцены: Монтсеррат Кабалье, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Каррерас и многие другие. С Монтсеррат Кабалье Образцову связывала нежная дружба — две великие певицы восхищались талантом друг друга и поддерживали в профессии. Однажды на фестивале в Барселоне исполнение Образцовой партии Кармен так впечатлило испанскую певицу, что она пришла за кулисы и упала перед русской подругой на колени. «Я сказала: "Теперь надо искать домкрат", — вспоминала этот момент Елена Васильевна. — Еле-еле её подняли. Потом долго смеялись». 

Кроме оперных партий, в репертуаре Елены Образцовой были романсы, духовная музыка и даже джазовые стандарты. Часто на своих выступлениях она исполняла сочинения Георгия Свиридова, посвятившего ей вокальный цикл «Десять песен на стихи Александра Блока».

Жизнь во имя искусства

Деятельность Елены Образцовой не ограничивалась сценой — певица преподавала в Московской консерватории, давала мастер-классы по всему миру, а в 2011 году основала Благотворительный фонд поддержки музыкального искусства — Фонд Елены Образцовой, который занимается поддержкой талантливой молодеёжи и ветеранов оперной сцены.

Елена Образцова известна как хранительница традиций русской классической оперы: она не принимала эксперименты и не стеснялась критиковать современные постановки, невзирая на авторитет их создателей.

«Каждый раз, когда я пела на главных сценах мира и получала овации, всегда радовалась: вношу свою лепту во славу моего Отечества. Особенное было счастье, когда исполняла русские оперы. Гордилась: мы славим свою музыку, своих композиторов. И когда я отдавала деньги советскому правительству по­сле зарубежных гастролей, была счастлива в душе», — говорила Елена Образцова в прошлогоднем интервью, сетуя на «засилье бездарностей-режиссёров, которые убивают оперу».

Великая певица не раз признавалась, что её сценические образы в значительной степени строились на личных переживаниях — любовь служила главным стимулом для творчества. Елена Образцова дважды была замужем. Её первым супругом был физик-теоретик Вячеслав Макаров, в браке с которым  у певицы родилась дочь Елена. «Я пела хуже, когда разводилась с моим первым мужем. Влюбилась в Альгиса (дирижёр Большого театра Альгис Жюрайтис — Ред.), любовь как ножом в грудь ударила», — рассказывала Образцова. В браке с Жюрайтисом были и ссоры, и примирения — но никогда не было скучно, и такие отношения полностью отвечали её характеру.

По словам певицы Любови Казарновской, Елена Образцова задавала молодёжи высокую планку следования своему призванию и профессии. «Она показывала молодым, что значит оперное мужество, что значит быть настоящим профессионалом, — сказала Казарновская агентству ТАСС. — Она исповедовала всю жизнь, что самое главное — это работа, это было её кредо. Сейчас столько однодневок и звёздочек, которые зажигаются и гаснут. А Образцова была настоящей Примадонной».