«У Сербии нет внешней политики». Интервью с группой «Београдский синдикат»

Бошко «Шкабо» Чиркович. © / Из личного архива

Сербская рэп-команда «Београдский синдикат» в последние годы становится такой же «визитной карточкой» своей страны, как режиссёр Эмир Кустурица. Из-за ярко выраженных оппозиционных взглядов участников группы в самой Сербии их песни практически не крутят по телевидению и радио. Но при этом их клипы на YouTube набирают миллионы просмотров, а в России рэперы из Белграда имеют не меньше поклонников, чем на родине, даже несмотря на разницу в языке.

   
   

Редко гастролирующая за рубежом группа в год своего пятнадцатилетия собирается выступить в Москве. Участник «Београдский синдикат» и один из его основателей Бошко «Шкабо» Чиркович рассказал в эксклюзивном интервью АиФ.ru о том, почему безапелляционный курс страны на Евросоюз не слишком хорош, а также как нужно относиться к прошлому своего государства и как запреты могут быть лучшей рекламой.

Владимир Шушкин, АиФ.ru: Группе в этом году исполняется 15 лет, для коллектива очень большой срок. Можно уже подвести какие-то итоги, всё ли удалось сделать из запланированного? Что было правильно, в чём ошибались за это время?

Бошко «Шкабо» Чиркович: Мы не подводим итогов, и у нас нет никаких пятилетних, десятилетних и похожих планов. Мы скорее группа друзей, которая в Cербии в плане музыки в целом выполнила всё, что возможно сделать. Обошлись без долгосрочных планов и без этих целей на годы вперёд. Наш самый большой успех это наша дружба, неизменная за все 15 лет. И самой большой нашей ошибкой было бы, если бы мы сейчас всё бросили, отказались от дальнейшей работы, от выступлений.  

 Ставили ли вы перед собой цель выходить на международный уровень, например писать тексты на английском? Если нет, то почему?

Нас абсолютно не интересует проблема «языкового барьера» для восприятия наших песен. Важнее всего то, что мы пишем «для всех наших людей», людей, которые нам близки, которым понятны наши идеи. И к ним мы не должны обращаться на английском. В конце-концов, рэп в любой точке мира несёт свою энергетику и смысл, только если читается на родном языке.

Приходилось читать о том, что из-за острой политической позиции ваши треки убирали  из эфиров, меньше внимания уделяли на радио и на телевидении. Как с этим обстоят дела?

   
   

Мы практически запрещены на большинстве сербских СМИ. Однако если понимать, что наши средства массовой информации в принципе все очень сильно ангажированы (а все это у нас понимают), то это даже хорошо. Такие запреты работают скорее как наша реклама, привлекают к нам внимание действительно нормальных, думающих людей. Так что это скорее плюс для нас, чем минус.

Из личного архива Бошко Чирковича.

15 лет это большой срок и для Сербии, как вы оцениваете  изменения, произошедшие в стране  за это время? Тем более, что Сербии пришлось так много пережить, начиная с распада Югославии.

Живя на одном месте, мы за эти 15 лет поменяли 3 страны (название и статус государства менялся трижды, ред.). Но самое главное  то, как меняется сознание людей за эти годы. И вот наша задача через музыку донести понимание того, что надо извлечь уроки из произошедшего. Мы очень стараемся, чтобы те выводы, которые мы сделали и из наших ошибок, и из нашего опыта, дошли до публики. Мы хотим поделиться с людьми теми заключениями, что сделали, обдумывая всё происходящее. Важно не допустить повторения того, что у нас произошло. Если бы мы думали только о произошедших трагедиях, то впали бы в депрессию. Нужно думать о будущем, но, конечно же, нельзя забывать уроки прошлого и свои корни.

Какова сейчас ваша позиция  по отношению к политике руководства страны? Прежде всего, внешней.

У Сербии нет своей собственной внешней политики, практически нет и внутренней. Это неудивительно для маленькой и бедной страны. Но это не оправдывает то, что живущим в ней людям причиняют боль. Это не значит, что людей в стране можно обижать. Премьер-министр нас обманывает внутри государства рассказами о том, что нам никто не может ставить ультиматумы. Но даже дураку понятно, что это на практике происходит. Хотя опять же, если бы мы жизнь свели на размышления только об этом, депрессия была бы неминуема. 

Нравится ли вам в целом курс Сербии на Евросоюз? Как относитесь к происходящему в Европе?

 Мы всегда критично относились к формулировкам типа «Европейскому союзу нет альтернативы». Это звучит вообще не нормально. Особенно если взять за основу то, что никто никогда не проводил гражданских референдумов по этому вопросу.

Музыка  это такая своеобразная визитная карточка страны. При слове «Сербия» у многих в первую очередь появляется ассоциация с Кустурицей. В России теперь для многих «Београдский синдикат» ещё один образ Сербии. Вы себя чувствуете «визитной карточкой страны»? 

Мы принимаем это как комплимент, как очень приятный комплимент. Хотя мы никогда не думали о себе в этом смысле, во всяком случае, не ставили себе такой задачи. Главное то, что мы любим свою страну и всеми фибрами души стараемся её не опозорить.

Часто выступаете вне Сербии? Где больше нравится, где лучше принимают?

Мы не очень часто покидали свои родные стены. Были пару раз во Франции, пару раз в Швейцарии, немного по бывшим Югославским республикам. Вот первый наш визит в Москву (это я говорю не потому, что даю интервью СМИ из России) был нереально позитивным и очень неожиданным в плане встречи, гостеприимства, организаторов, приёма публикой…

Как вас принимает российская публика? У вас есть проекты с российскими музыкантами, что-то предстоит ещё ждать в этом направлении?

Русская публика принимает БС («Београдский синдикат») фантастически. Я лично со своим сольным проектом сотрудничал с российской командой 25/17. Я никогда не загадываю в плане сотрудничества, но всегда готов сотрудничать и от всего сердца отвечаю на протянутую руку. До сегодняшнего момента приходилось сотрудничать только с ребятами из Восточной Европы. Так, мой новый альбом «Рассказ двух волков» полностью сделан со словацким продюсером Смартом и с командой словацких рэперов, которых он подобрал для меня.

Приходилось читать, что часть сбора от концертов вы направляете на благотворительность. Кому помогаете в этот раз?

В последнее время мы бросили все силы на помощь нашим гражданам, пострадавшим от наводнения, которое летом свалилось на Сербию. Помощь поступает из разных стран, в том числе из России. Так что мы используем и эту возможность, чтобы донести до всех людей доброй воли, как они могут помочь Сербии и сербам встать на ноги после этой жуткой природной катастрофы. Спасибо всем добрым людям.

Смотрите также: