Композитор Александр Журбин: «Муза не приходит к ленивым»

   
   

Благодаря «Орфею» зажглись звезды Ирины Понаровской и Альберта Асадуллина. Много позже композитор разглядел звезду в совсем неприметной и смешной девчушке Анастасии Стоцкой, и она сыграла в его мюзикле «Губы», который до сих пор идет в столичном Театре Луны. Но вряд ли кто знает, что наряду с мюзиклами и киномузыкой Александр Борисович написал много серьезной академической музыки.

Соло для фортепиано с оркестром

– Александр Борисович, у вас близится юбилей. Вы к нему уже начали готовиться?

– Конечно. Хотя юбилей будет только через год, подготовка к нему уже началась. Это серьезное дело, и такие вещи нужно готовить заранее. А поскольку сейчас кризис, то нужно начать искать деньги сейчас, заранее, иначе ничего не получится. Я хочу свой юбилейный фестиваль сделать не совсем обычным и посвятить его своим более серьезным сочинениям.

Понимаю, что это никого не интересует, но это интересует меня. И поэтому я решил на фестивале исполнить если не все, то большинство моих сочинений в серьезном жанре. А это ни много ни мало три симфонии, 4 концерта, квартеты, сонаты и т. д. Я хочу это все исполнить хотя бы для того, чтобы выполнить долг перед собой. Чтобы понять, что я все эти годы не зря писал музыку.

– И кто же вашу серьезную музыку исполнит?

– Мне обещает помочь радиостанция «Орфей», у которой есть свои музыкальные коллективы. И конечно, я хочу подтянуть и своих друзей, чтобы они сыграли. Возможно, приедут какие-то зарубежные исполнители. Посмотрим, что получится.

   
   

– Какой ожидаете резонанс?

– Никакого. Меня это не интересует. И очень удивлюсь, если этот фестиваль привлечет большое внимание зрителей. Видно, время сейчас такое. Не только у нас, но и в Америке сокращается число людей, интересующихся серьезной музыкой. Быть может, это последствие глобализации. Сегодня в мире все унифицировалось: приедете ли вы в Японию или в Австралию, вы будете есть в одинаковых закусочных, заправлять машину на заправочных станциях одних и тех же фирм и слушать одни и те же песни. В индустриальном обществе, в которое мы медленно, но верно вступаем, искусство вообще представляет собой крайне малый сегмент жизни. Его либо не замечают, либо относятся к нему крайне потребительски. Бороться с этим невозможно.

Призрак мюзикла

– Широкой публике вы больше известны как автор мюзиклов. В то же время вы – единственный композитор, который написал мюзиклы по Достоевскому, Набокову, Пастернаку…

– Да, это так. И сейчас у меня на рабочем столе лежат великие произведения, на которые я пишу свои очередные мюзиклы. И считаю, что это правильно. На Западе вся великая литература уже давно переведена на ноты, в том числе и в мюзиклы. Ничего плохого в этом нет. Поэтому я думаю, что это верное направление. К сожалению, в России жанр мюзикла не очень прижился. Их у нас ставится очень мало.

– За тем, что происходит сегодня в западном музыкальном театре, вы следите?

– Конечно. В этом году я весь январь провел в Америке. Там, правда, как и во всем мире, кризис, который больно ударил и по развлечениям. Но я уверен, что жанр мюзикла выживет, потому что он уже пережил много всяких потрясений, но по-прежнему интересует зрителей. Премьер и больших постановочных спектаклей стало меньше, зато появились камерные спектакли. Я посмотрел несколько новых мюзиклов. Один из них назывался «Шрек». Знаменитый мульт­фильм про уродливого великана с добрым сердцем переделан в мюзикл. Мне понравилась эта трогательная история.

Но в последний свой американский визит я больше ходил в Метро­политен-оперу и наслаждался. Там никакого кризиса не чувствуется, все потрясает: народу много, все блистают туалетами, поет Пласидо Доминго, Мария Гулегина, Ольга Бородина, Анна Нетребко. Я всегда был оперным фанатом, а теперь особенно. И хочу написать несколько опер.

– На радио «Орфей» вы ведете передачу «Звуки мюзикла». Наверное, скоро ваша радиопередача изменит свой формат и вы начнете рассказывать про «Звуки оперы»?

– Может быть, и с удовольствием. Моя любовь к мюзиклу и проистекает из любви к опере, поскольку я всегда любил музыкальный театр. Я считаю это одним из высших проявлений человеческого духа.

Ни дня без ноты

– О вашей работоспособности ходят легенды. Говорят, вы трудитесь по 18 часов в день. Как вы пишете музыку? По расписанию, как завещал Петр Ильич Чайковский, говоривший, что муза не приходит к ленивым?

– Я – профессиональный композитор. И пишу чаще всего по заказу. И сейчас, несмотря на кризис, у меня заказов очень много. Честно говоря, больше всего люблю писать ночью. Для работы мне нужна тишина. А именно ночью все смолкает – и телефоны, и жена, и компьютер. У меня очень тихая квартира в центре Москвы, в этом доме когда-то жил Сергей Рахманинов, тут хорошая аура и легко пишется. Правда, когда бывает заказная работа и сочинить надо много, я работаю круглые сутки. Вынужден вставать рано, хотя этого очень не люблю. Сейчас как раз такая ситуация.

Бывают периоды и у меня, когда заказов становится меньше, и тогда я пишу для себя. Получается, что музыку я пишу ежедневно. Так что для композиторской работы нужно очень много здоровья.

– Как поддерживаете форму?

– Работаю над собой. В последние годы я все время на диете. Перестал есть мясо, хлеб ем только черный и совсем мало. Полностью исключил сладости. Зато начал есть рыбу, морепродукты в больших количествах, ем овощи и фрукты. Кроме винограда. При таком питании я потерял килограммов пять. Стараюсь не переедать, не перепивать и давно не курю.

– А какое место в вашей жизни занимает спорт?

– Когда у меня бывает время поехать за город на дачу, стараюсь ходить. А когда я в Москве, делаю зарядку. У меня есть тренажер, я на нем шагаю и теряю калории.

– Постоянно вижу вас в разных передачах, независимо от тематики, на разных телевизионных каналах. Времени не жалко?

– Ну, любит меня телевидение, что я могу сделать. А я не всегда имею силы отказать. Буквально полчаса назад мне позвонили и попросили рассказать, как я отношусь к казино. Конечно, мне есть что сказать по этой теме.

– Вы азартны?

– Да. И поэтому хожу в казино крайне редко и крайне редко играю. Потому что знаю: если начинаю играть, тут же проигрываю и могу проиграть все.

Кстати

Александр Журбин родился в 1945 году в Ташкенте в семье инженеров. Окончил Ташкентскую консерваторию, Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (где одним из его учителей был Арам Хачатурян), аспирантуру Ленинградской консерватории.

В его активе музыка к 60 художественным, мультипликационным, документальным, научно-популярным фильмам, сериалам, среди которых – «Московская сага», «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Тяжелый песок», «Джек Восьмеркин – американец» и др.

Им написаны шесть опер, три балета, 40 мюзиклов, а также много популярных песен. Журбин является лауреатом многочисленных отечественных и международных конкурсов эстрадной песни. Женат на дочери известного поэта, переводчика и публициста Льва Гинзбурга – Ирине Гинзбург-Журбиной, их сын Лев Журбин – серьезный композитор и музыкант.

Смотрите также: