«Плевать на могилы отцов нельзя». Не стало актера-патриота Романа Мадянова

Роман Мадянов. © / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Актер Роман Мадянов скончался 25 сентября 2024 года в возрасте 62 лет. О его смерти сообщила в соцсетях телеведущая Екатерина Стриженова. Артист страдал от онкологического заболевания (рака лёгких) и проходил терапию, а в конце августа попал в больницу из-за проблем с тазобедренным суставом. Мадянову сделали операцию по протезированию и отправили домой на реабилитацию.

   
   

Смерть актера стала шоком для его коллег. Мадянов был из тех, кто никогда не жаловался. Так, народный артист РФ Александр Пашутин узнал о смерти друга во время звонка aif.ru.

«Ромка умер?! Да вы что! Мой золотой Ромочка, он же молодой парень был, — сказал aif.ru Александр Пашутин. — Потрясающий артист. Мой любимый артист! Всегда за ним было интересно наблюдать. С ума сойти, Ромочка, ты мой дорогой. Великий актер. Я с ним снимался в фильме „Папаши“. Два папаши было — он и Газаров. Я играл старого бандита. Ох, какой кошмар... Кино и вообще наше искусство потеряло великого артиста. Мадянов редкая был индивидуальность! Богом данный талант, Господь отметил его кисточкой. Я скорблю. Это кошмар. Я сегодня выпью, помяну моего дорого Ромочку».

Звездой Мадянов стал еще в детстве — в 1973 году в экранизации романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» свою первую главную роль сыграл 10-летний Рома Мадянов.

«Я осознавал своими детскими мозгами, кто меня окружает, — признавался в интервью aif.ru Роман Мадянов год назад. — А если что и недопонимал, то отец, царствие небесное, мне рассказывал, объяснял. Но я понимал, что снимаюсь с дядей Женей, Евгением Павловичем Леоновым — человеком, которого я каждый день видел по несколько раз в телевизоре. Кикабидзе Вахтанг Константинович, Ирина Константиновна Скобцева. Супер-артисты, я это понимал. С возрастом еще отчетливее начинаешь ощущать, с кем ты работал. В общем, я в хорошей компании вырос, где меня приучали не включать звезду, не выпячиваться, как гвоздь, как костыль. Помню, я как-то выпендривался, а Георгий Николаевич Данелия сказал мне: „Ромка, не играй на публику, кончай“. И все! И сейчас, я вам клянусь, если что-то такое происходит, вдруг, раз, и вылезает червяк какого-то превосходства и тщеславия, я его сразу по головушке БАМ! фразой Данелии — „Ромка, не играй на публику“. И сразу начинаешь по-человечески общаться с людьми. Медные трубы — самые сложные, почему они и стоят на последнем месте — огонь, вода и медные трубы... Медные трубы особенно тяжело проходят для тех, на кого успех падает после 40 лет. Мы примеры знаем. Это беда, когда крыша сносится, мозг уходит на второй план, вдруг звезданутость вылезает, человек начинает выпендриваться. Это кошмар».

Мадянов был патриотом и крайне болезненно воспринимал, что кто-то из звезд бывших республик СССР плюет в советское прошлое. Так, в «Совсем пропащем» Вахтанг Кикабидзе исполнил Герцога, а озвучил грузинского актера Леонид Каневский. С распадом Советского Союза Кикабидзе начал критиковать Россию и всё советское прошлое.

   
   

«Мне было очень больно и горько слышать это, — признавался год назад в интервью aif.ru Мадянов. — Я не могу Кикабидзе ни судить, ни обвинять я не могу. У Вахтанга Константиновича, царствие ему небесное, было обида на что-то другое, не на русских, не на язык, не на народ, не на простых людей. На власть, что ли, нашу обиделся. Может быть, возраст сказался, пожилой человек. Это его выбор был — так поступить. К сожалению, ещё грузинские СМИ подогревали всё это дело, в этом тоже есть доля правды, подзуживали, подзуживали, всё время добавляли масла в огонь. Но мы не знаем первопричину — в чужую голову же не залезешь, не скажешь, где произошел этот слом у Кикабидзе, в каком моменте пошла обида, которая накапливалась, накапливалась, и выросла в то, что он взял и начал давать эти интервью... Ведь все было нормально, его так любили. Всё, что было у него, он получил от Советского союза. Колоссальная популярность, те же фильмы „Мимино“ или „Не горюй“, потрясающие работы Георгия Николаевича Данелия, ансамбль „Орэра“, с которым он работал по всей огромной советской территории, в любом месте СССР его встречали с распростертыми объятьями. Гигантская страна, в которой все его обожали. Потом вдруг посчитать, что ничего хорошего она тебе не дала. Да она тебе дала любовь сотен миллионов людей».

Мадянов поддерживал свою страну всем сердцем, когда началась спецоперация России в Украине.

«Я с началом СВО внутренне изменился, — признавался год назад в интервью aif.ru Мадянов. — И вижу по друзьям, что мы все немножечко стали пособраннее. Я думаю, сейчас расставляются точки над i при взгляде на то, кто как проявляется с тех пор, как началась спецоперация. Часть народа, грубо говоря, сейчас воюет. Сидят в окопах, идут в атаку. И каждую секунду либо ранение, либо смерть — они воюют».

Относительно уехавших артистов, которые хают свою родину, Мадянов был категоричен в беседе с aif.ru: «Конечно, это предательство — взять и уехать. Ты предал могилы деда, бабушки, папы, мамы, которые вот здесь закопаны — на Ваганьковском, на Троекуровском. А ты просто взял — тьфу на могилу, и плюнул. На могилы друзей, знакомых. Куда плюнул-то, куда харкаешь? На собственную фамилию, ведь деда твоего фамилия написана на этой вот огромной могильной доске. А ты харкнул на нее. А что дальше-то? Как ты потом сюда-то вернешься? Вас уже здесь не простят никогда в жизни. Вя-вя, ты выступил на западном телевидении. А дальше, как в том анекдоте: „Выпендрились, папаша? А щи будете х... хлебать?“ Если бы дед, закопанный вот здесь, с орденами, знал бы, что у него такой внук будет, он бы твоего отца удавил бы, чтобы ты не родился. Ужас. Эти старики вот так винтом крутятся в гробу, что вот это выросло. Это ужасно — отрываться от Родины. От родных своих. А самое главное — вот крестики, ты на могилку приезжаешь, травку собираешь на могилочке, красочку покупаешь. Ошкурил оградку, покрасил, посмотрел на старые фотографии, пообщался, помолчал — и поехал. Этим людям, кто уехал, не позавидуешь. У них очень, к сожалению, печальное будущее. Оторвав от себя свою родину, страну, им с этим теперь жить. И как жить они с этим будут, я не знаю. Но самое главное, повторю: они плюнули туда, на могилы. А плевать на могилы нельзя».